Эксперимент с комарами-мутантами вышел из-под контроля ученых
Британско-американская компания, занимающаяся редактированием генов, еженедельно в течение 27 месяцев выпускала из лаборатории миллионы генетически модифицированных комаров, содержащих доминантный летальный ген, в регионе Байя (Бразилия).
Целью эксперимента было выяснить, будут ли генетически отредактированные комары спариваться с местными комарами, носителями вируса Зика, малярии и других распространяемых этими насекомыми заболеваний.
Последнее исследование выявило тревожный факт: спустя несколько месяцев после первоначального сокращения целевой популяции комаров «сильно подавленная популяция восстановилась почти до прежнего уровня». Ученые до сих пор не имеют представления о том, какие опасности представляют новые мутации, что лишний раз подчеркивает безрассудность неконтролируемого редактирования генов.
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Reports, генетически измененные комары, созданные биотехнологической компанией Oxitec, в настоящее время входящей в состав американской компании Intrexon, во время испытаний в Бразилии вышли из-под контроля человека и теперь распространяются в окружающей среде.
На бумаге теория была великолепной. Штаммы самцов желтолихорадочных комаров , взятые с Кубы и Мексики, были изменены с помощью генного редактирования, чтобы сделать невозможным выживание их потомства. Затем Oxitec в течение более двух лет систематически выпускала на волю десятки миллионов отредактированных комаров в городе Жакобина в регионе Байя в Бразилии. Задумка Oxitec заключалась в том, что измененные комары будут спариваться с самками того же типа ‑ носителями инфекционных заболеваний, таких как лихорадка денге, и в процессе будут убивать последних.
«Неожиданный результат…»
Команда ученых из Йельского университета и нескольких научных институтов в Бразилии следила за ходом эксперимента. То, что они выявили, вызывает крайнюю тревогу. После первоначального этапа эксперимента популяция комаров заметно сократилась, но приблизительно через 18 месяцев она восстановилась до прежнего уровня. Мало того, в статье отмечается, что некоторые из комаров, вероятно, обладают «гибридной силой», то есть, гибрид обычного комара с генетически модифицированным создал «более устойчивую популяцию, чем та, что была ранее, до вмешательства». Она может оказаться более устойчивой к инсектицидам. Проще говоря, ученые создали стойких «суперкомаров».
Ученые отмечают, что «генетический отбор из целевой популяции в течение шести, 12 и 27–30 месяцев после начала эксперимента четко доказывает, что части генома трансгенного штамма были включены в целевую популяцию. Очевидно, что редкое жизнеспособное гибридное потомство выпущенного из лаборатории штамма и популяции в Жакобине достаточно устойчиво, чтобы иметь возможность размножаться в природе…»
И далее: «Таким образом, в настоящее время жакобинский желтолихорадочный комар представляет собой смесь трех популяций. Неясно, как это может повлиять на передачу заболевания или повлиять на другие усилия по борьбе с этими опасными переносчиками».
По оценкам ученых, от 10% до 60% желтолихорадочных комаров в Байе теперь являются носителями отредактированного генома OX513A. Они заключают, что «три популяции, составляющие тригибридную популяцию, существующую на сегодня в Жакобине (Куба/Мексика/Бразилия), генетически довольно различны, и вполне вероятно, что благодаря «гибридной силе» новая популяция будет более устойчивой, чем та, что была до вмешательства.
Этого не должно было случиться. Профессор экологии и эволюционной биологии Джеффри Пауэлл, старший автор исследования, озвучил следующие выводы: «Предполагалось, что гены из выпущенного штамма не попадут в общую популяцию, потому что потомство погибнет. Очевидно, что произошло совершенного иное, но это был непредвиденный результат».
Проект Фонда Гейтса
Исследование в Бразилии стало существенным тревожным сигналом против неконтролируемого выпуска генетически отредактированных видов в дикую природу. Случившееся напоминает ужасающий сюжет научно-фантастического романа Майкла Крайтона 1969 года «Штамм «Андромеда». Только это не роман, а реальность.
Комары Oxitec были разработаны с использованием весьма противоречивого способа редактирования генов, известного как «генетический привод». Этот способ, финансируемый подразделением DARPA Минобороны США наряду с технологией редактирования генов CRISPR, направлен на то, чтобы генетическая модификация распространялась по всей популяции всего за несколько поколений, будь то комары или потенциально люди.
Ученый, который впервые предложил применять генетический привод при редактировании генов, биолог из Гарварда Кевин Эсвельт, открыто предупредил, что разработка генного редактирования в сочетании с технологиями генетического привода имеет тревожный потенциал и может привести к ошибкам. Он отмечает, как часто CRISPR повышает вероятность возникновения защитных мутаций, делающих даже относительно безобидный генетический привод агрессивным.
Он подчеркивает: «Даже небольшое количество отредактированных организмов может безвозвратно изменить экосистему». С помощью компьютерного моделирования Эсвельт подсчитал, что полученный отредактированный ген «может распространиться на 99 процентов популяции всего за 10 поколений и сохраняться в течение более 200 поколений», что, собственно, и доказал эксперимент с комарами в Бразилии.
Примечательным является тот факт, что бразильский эксперимент Oxite был профинансирован Фондом Билла и Мелинды Гейтс. В июне 2018 года Oxitec объявил о создании совместного предприятия с Фондом Гейтса «для разработки нового штамма саморегулируемых комаров Friendly™ Mosquitoes для борьбы с теми видами комаров, которые распространяют малярию в Западном полушарии». Результаты, полученные в Бразилии, показывают, что эксперимент является катастрофический провалом, поскольку новый штамм оказался несаморегулируемым .
Фонд Гейтса и Билл Гейтс уже более десяти лет поддерживают разработку радикальной технологии редактирования генов и технологии генетического привода. Гейтс, давний сторонник евгеники, популяционного контроля и ГМО, является мощной движущей силой редактирования генов.
В статье, опубликованной в журнале Нью-Йоркского совета по международным отношениям, Гейтс приветствует технологии генного редактирования и непосредственно CRISPR. В статье Гейтс утверждает, что CRISPR и другие методы редактирования генов должны использоваться во всем мире для удовлетворения растущего спроса на продукты питания и улучшения профилактики заболеваний, особенно малярии. В своей статье он добавляет: «Есть основания надеяться, что использование генетического привода в случае комаров, распространяющих малярию, не нанесет много вреда окружающей среде, если вообще нанесет».
Столь же тревожным, как и провал бразильского эксперимента по редактированию генов комаров, является тот факт, что эта технология внедряется действительно независимыми государственными учреждениями практически без предварительного тестирования на предмет безопасности для здоровья или окружающей среды.
На сегодняшний день правительство США полагается только на заверения в безопасности со стороны отрасли.
ЕС, хотя формально и должен контролировать генетически модифицированные виды по аналогии с ГМО-растениями, но, по сообщениям, пытается ослабить регулирование. Китай, будучи крупнейшим центром по исследованию и редактированию генов, отличается чрезвычайно слабым контролем в этой сфере.
Недавно китайский ученый объявил об эксперименте по редактированию генов человека, предположительно, чтобы сделать новорожденных близнецов устойчивыми к ВИЧ. Другие эксперименты распространяются по всему миру с генетически отредактированными животными и даже с лососем. Принцип предосторожности был напрочь отброшен, когда речь зашла о новой революции в редактировании генов. Это не может не огорчать.
В настоящее время Oxitec, которая отрицает, что результаты в Бразилии показывают неудачу, сейчас пытается получить разрешение от Агентства по охране окружающей среды США на проведение аналогичного эксперимента с теми же генетически отредактированными видами в Техасе и Флориде.
Один из участников эксперимента техасец Рой Бэйли является лоббистом в Вашингтоне и близким другом Рэндала Кёрка, миллиардера и генерального директора Intrexon, владельца Oxitec. Бэйли также является крупным сборщиком средств для Трампа. Тем не менее, будем надеяться, что все же здравый смысл, а не политика будет решать исход дела.
Вильям Энгдаль, доктор политических наук