Суды имеют право обратить в доход Российской Федерации имущество не только чиновников и их родственников, но и друзей или знакомых обвиняемых, если они не могут подтвердить его приобретение на законные доходы. Это следует из отказных определений Конституционного суда по жалобам бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, а также его родственников и знакомых.
Ранее заявители, в частности, родители Захарченко, его сестра и знакомые, усомнились в правомерности применения к ним норм о контроле за расходами чиновников.
Однако в Конституционном суде пришли к выводу, что в данном случае речь идет об «особых правовых мерах», применяемых в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.
Дело Захарченко
Дмитрия Захарченко, курировавшего в министерстве борьбу с преступлениями в топливно-энергетическом комплексе, задержали 9 сентября 2016 года. Ему вменили несколько эпизодов взяточничества. Дело получило огромный резонанс после того, как СМИ сообщили об обнаружении в квартире его сестры склада с почти 9 миллиардами рублей в разной валюте. Происхождение этих денег Захарченко объяснить не смог.
Пресненский суд Москвы 10 июня оправдал Захарченко по основному эпизоду обвинения — в получении взятки 800 тысяч долларов от ресторатора Мехди Дусса. Его приговорили по двум другим эпизодам к 13 годам колонии, лишили звания полковника и оштрафовали на 118 миллионов рублей. Приговором были недовольны как защита, которая требовала оправдания, так и обвинение, просившее ужесточить срок.
В октябре текущего года Мосгорсуд снизил срок до 12 лет и шести месяцев.