По законам Советского Союза эксплуатация государственного транспорта с целью личной наживы, в корыстных целях, признавалось уголовным преступлением. ,
За желание дальнобойщика положить в карман за одну поездку «налево» годовой размер оплаты труда, в случае поимки, можно было схлопотать условный срок с отбыванием наказания по месту постоянной работы, с выплатой 20% государству из заработной платы.
Речь идет о прослойке рабочего класса среди шоферской братии, перевозивших грузы на многотонных фурах по трассам союзного значения.
В каждом большом гараже основная масса трудового коллектива работала на план и обеспечивала показатели для отраслевой статистики. Были среди честных тружеников и те, кого называли «колдунами», в число которых желали попасть многие, но всех принимали.
«Колдуны» работали на себя и на начальство. Они перевозили частные грузы и получали «сумасшедшие» деньги, частью из которых они делились с руководством автопредприятий, чтобы те скрывали их грехи.
Официально оформить перевозку частного груза было практически невозможно. Законом такая деятельность не запрещалась. Перевозка грузов для населения являлась прерогативой исключительно Трансагентства. В их распоряжении был убогий автопарк. Обеспечить перевозку 10-15 тонн плодоовощной продукции в зимнее время Трансагентство не имело возможности.
Ведомственным АТП, имеющим рефрижераторы в подвижном составе, приказами министерств запрещалось оказывать услуги населению.
Когда есть спрос, а частник решительно готов выложить кругленькую сумму, чтобы продать, например, 10 тонн яблок, выросших в его саду где-нибудь в Кабардино-Балкарии, на рынке Новосибирска, желающий рискнуть «колдун», всегда найдется.
Чтобы заработать денег, а не судимость, «колдун» должен был обладать изрядной сообразительностью, чтобы скрыть от КРС факт незаконной деятельности (контрольно-ревизионная служба, которая периодически «трясла» каждое государственное предприятие на предмет выявления нарушений), умением совать взятки направо и налево всем, от кого зависит его судьба.
Для того, чтобы «украсть» фуру из гаража на неделю или больше и поработать на себя, по прибытию из поездки нужно было сдать в родной отдел эксплуатации путевку и товарно-транспортные накладные. Документы требовалось «оформить без сучка и задоринки» со всеми необходимыми штампами и печатями, «подтверждающими», что автомобиль эксплуатировался в государственных целях.
Для решения этой задачи применялись разные методы. Кто-то оформлял простой в ожидании обратного груза на УТЭПе. Например, за мзду малую диспетчер поста Главмежавтротранса в Москве ставил в путевке иногороднего автомобиля отметку, что водитель целую неделю простоял у них в ожидании обратной загрузки. А он за это время успел съездить в Нальчик, загрузиться яблоками и перевезти из в Рязань. Оттуда порожняком в Москву, где для него уже подготовили наряды на погрузку, «хватает», что предлагают, и бегом домой.
Описан только один вариант сокрытия преступной деятельности. Но надо иметь в ввиду, что по шаблонам никто не работал. Каждый рейс на себя «оформлялся документами» по-разному.
Любители эксплуатации государственного транспорта в корыстных целях обязаны были иметь много хороших знакомых не только в своем городе. Без надежных связей деятельность подобного рода была просто немыслима.
«Колдуны» зарабатывали баснословные по тем временам деньги. Рискуя свободой, они делились награбленным с гаишниками, диспетчерами УТЭП, начальниками эксплуатации и колонн гараже. Кое-что перепадало завскладам за новые запчасти и слесарям за качественный ремонт машины.
Несправедливая оплата труда водителей, занятых в междугородних перевозках, создала условия для образования прослойки «колдунов» и поисков поути незаконного обогащения, и именно они создавали первые коррупционные схемы
Самым громким преступлением в Советском Союзе было «Дело о хищениях лимонной кислоты в Одессе на миллион рублей». Следователи раскрыли сеть, в которую был вовлечен широкий круг лиц, начиная с директора предприятия и заканчивая охранником на проходной. А инициаторами организации преступного сообщества небывалого масштаба стали одесские «колдуны».