В этот день в 1983 году произошла попытка угона самолёта. Заложников захватили дети грузинской элиты из Тбилиси. «Издевались над стюардессами, как звери», — с содроганием потом вспомнят пилоты… И только русским спецназовцам удалось спасти пассажиров. Рассказываем, как это было.
Некоторые историки считают, что все могло случиться из-за того, что «народ наконец-то начал жить хорошо». Так, в союзных республиках, вдали от основного руководства страны, чиновникам вообще было раздолье, мол «после сталинских репрессий люди вздохнули свободно».
Но сыновья и дочери республиканской элиты, «золотая молодежь» советских времен, мыслила иначе. Ту самую власть, которая обеспечила благами родителей и их самих, они, видимо, начали воспринимать как некую помеху.
И мечтали отправиться на Запад, где, по их мнению, была «настоящая жизнь» и «тот самый рай». И ворваться туда они решили эффектно. Так, чтобы о них заговорил весь мир.
Оглавление:
Внимание, «золотые детки» убивают людей…
16 ноября 1983 года в Тбилиси шумно отмечали свадьбу. 19-летняя Тинатин Петвиашвили, студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств, выходила замуж за 21-летнего Гегу Кобахидзе. Парень был актёром, отец у него — известный режиссер, а его невеста — родственница секретаря ЦК Компартии Грузии.
Как позже стало известно, свадьба была составной частью плана, который должен был позволить молодожёнам и их сообщникам оказаться на Западе.
На свадьбу была приглашена сотрудница депутатского зала Тбилисского аэропорта. Она потом поможет жениху и невесте пронести на борт самолёта вещи без досмотра. В чемоданах — боеприпасы и гранаты…
Помимо молодоженов в группу захватчиков вошли 26-летний Каха Ивериели, ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, а также его брат, 30-летний Паата Ивериели, тоже врач. Кстати, их отец был очень уважаемым человеком — элитой от медицины.
Ещё один член группы — 25-летний Давид Микаберидзе, студент Тбилисской академии художеств. Его семья тоже была очень известной и уважаемой.
15:43. Самолет вылетает из Тбилиси. Угонщики планировали начать действовать перед снижением в Батуми, поскольку это была самая близкая точка к советско-турецкой границе.
«Самолёт захвачен! Берите курс на Турцию!»
Планам помешал сильный ветер. Экипажу была дана команда возвращаться на запасной аэропорт в Тбилиси. Захватчики об этом не знали.
В тот момент, когда самолёт сделал разворот, в кабину пилотов постучали. За дверью стояла стюардесса, её голова была разбита. Но пилоты этого не увидели в глазок.
Тут ещё стоит отметить, что рейс этот был не совсем обычный. Дело в том, что лётчик Станислав Габараев выполнял первый полет в качестве командира воздушного судна. Рядом был инструктор Ахматгер Гардапхадзе, а также проверяющий Завен Шарбатян.
Тем временем в салоне был настоящий ад. Угонщики, посчитавшие, что разворот — и есть начало посадки в Батуми, начали действовать.
Двух стюардесс тут же избили. Одна часть захватчиков направились к кабине пилотов, другие стали выискивать на борту сотрудников службы безопасности. И хотя таковых не было, злоумышленники «ради подстраховки» убили одного из пассажиров.
Один из пилотов, не подозревая, открыл дверь кабины. И его тут же застрелили. Следствие потом насчитает не менее пяти пуль у него в теле.
«Самолёт захвачен! Берите курс на Турцию! Иначе мы всех вас перестреляем!», — закричали атакующие.
Бортинженер Анзор Чедия попытался заговорить с террористами. Но террористы снова начали стрелять.
Выстрелы и фигуры высшего пилотажа
И тут стоит вспомнить, что после трагедии в 1970, когда отец и сын попытались угнать самолёт и убили молодую стюардессу, экипажи советских лайнеров начали вооружать.
Штурман Владимир Гасоян достал свой пистолет и открыл ответный огонь. На помощь Гасояну пришёл Ахматгер Гардапхадзе, также открывший огонь. Находившийся за штурвалом Станислав Габараев пошёл на отчаянный шаг: он принялся выполнять фигуры высшего пилотажа.
Несмотря на опасность, что Ту-134 попросту не выдержит перегрузок. Однако нет — самолёт выдержал. И благодаря этим маневрам захватчиков отбросило в глубину салона.
После этого удалось кое-как закрыть дверь в кабину пилотов. Уцелевшим удалось сообщить диспетчерам о нападении.
К тому времени потери были такие: экипаж потерял двоих, террористы — одного.
«Издевались над бортпроводницами, как звери»
Ситуация продолжала накаляться. Экипаж подозревал, что в салоне творится что-то ужасное. В этот момент по громкой связи одна из стюардесс сообщила, что ситуация стала ещё хуже.
«Командир, летите в Турцию, они взорвут самолёт! Достали гранаты!» — прокричала девушка.
Пилот Гардапхадзе ответил, что они якобы уже садятся в Турции. Было пасмурно, шёл дождь. И благодаря погоде какое-то время захватчиков удавалось обманывать.
Тем временем из Москвы вылетела группа «Альфа». Но времени было катастрофически мало.
Уже убили двух пассажиров — Соломония и Абовяна, над бортпроводницами, «как звери, измывались».
«Валю Крутикову мёртвую нашли… вся в крови, без волос, лежала. А Ире Химич голову рукояткой пистолета пробили. Вот такие «борцы за свободу», — цитирует «АиФ» Гасояна. — Когда мы уже садились, слышали крики бортпроводниц — бандиты издевались над ними».
Затем были многочасовые переговоры. Штаб ЧС возглавил первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе. Он, кстати, прекрасно понимал, что эти события могут поставить крест на его карьере.
Спасти заложников смогла только «Альфа»
Чтобы хоть как-то убедить террористов сдаться, в аэропорт Тбилиси привезли их родственников. Но все напрасно — никто из местных не мог ничего сделать. Тем временем террористы пообещали расправиться с десятками людей. Оружия у них было предостаточно, а в салоне находились 50 пассажиров.
Обстановка была накалена до предела. Террористы заявили: они будут каждый час убивать по три человека, пока не вылетят в Турцию.
Захватчики издевались над пассажирами, им не давали воды, не пускали в туалет. До прибытия русских спецназовцев вокруг был «кошмар и ад». 19 ноября группа «Альфа» ворвалась в самолёт. Использовав светошумовые гранаты, спецназовцы без потерь обезвредили захватчиков. Давид Микаберидзе, поняв, что «райской жизни на Западе» не будет, покончил с собой. Других удалось взять живыми.