Правительство России заключило соглашение с предпринимателями, задействованными в транзитном бизнесе, о конкретном графике перевода своих грузов из портов Латвии в российские порты. Об этом в интервью телепрограмме Nekā personīga («Ничего личного») заявил директор латвийской Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс, пишет Delfi.lv.
«Судя по неофициальной информации, крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты. На этот раз правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно», — указал чиновник.
Иесалниекс отметил, что последствия этих решений уже ощутимы. «Мы видим это уже сейчас. Уже нынешней осенью. Объемы грузов — они и так уже низкие — в течение девяти месяцев сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. А четвертый квартал намного хуже. Все особенно плохо с углем, который был нашим спасителем. Сейчас объемы перевозки угля настолько низкие, что они хуже даже наших самых пессимистичных прогнозов, которые мы делали полгода назад», — отметил латвийский управленец.
По его словам, в этой связи грузовой перевозчик Latvijas dzelzceļš («Латвийская железная дорога») получил от Министерства сообщения задание пересмотреть расходы предприятия. Более того, остается актуальным и вопрос о том, что будет с проектом электрификации железных дорог на € 318 миллионов.
Иесалниекс напомнил, что и Литва, и Эстония тоже модернизируют свои линии. Если Латвия отменит реализацию проекта, Latvijas dzelzceļš проиграет своим конкурентам, а падение грузоперевозок означает и снижение доходов. Поскольку само предприятие не сможет воплотить в жизнь такой дорогой проект, возможно, потребуются дополнительные средства из госбюджета. При подготовке проекта электрификации аудиторы Ernst&Young рассчитали падение грузоперевозок, при котором этот проект может быть финансово невыгодным.
Предупреждения со стороны России о том, что грузы будут идти в обход Прибалтики, звучали уже давно, однако объем грузоперевозок стал существенно сокращаться лишь после 2014 года. Теперь же, по словам Иесалниекса, недавно Кремль составил конкретный график, согласно которому российские торговцы и операторов железнодорожных грузоперевозок должны пересматривать контракты на перевозку грузов через российские порты. Согласно плану, перевозку традиционных грузов планируют сократить до нуля, а через Латвию перевозить только опасные грузы.
Чтобы справиться с прогнозируемыми трудностями, Министерство сообщения Латвии пытается вести переговоры с Белоруссией, однако Latvijas dzelzceļš уже получила задание готовиться в худшему сценарию и пересмотреть расходы предприятия.
Публицист Андрей Стариков пишет на портале Baltnews.lv, что прибалтийские порты теряют разные виды российских грузов по-разному. «Еще в начале века основной объем российской нефти шел на Запад через Таллин, Ригу, Вентспилс. Сегодня черное золото отгружается через морские гавани Ленинградской области. В 2018 году ими было перевалено 66 млн тонн нефтегрузов. К 2020 году экспорт российской нефти через Прибалтику сократится до нуля. Падают объемы перевалки угля. Отгрузка антрацита через гавани Латвии, Литвы и Эстонии за семь месяцев 2019 года просела на двадцать процентов. После расширения Транссиба и БАМа российский уголь и вовсе поедет на Восток — цены в Азии сегодня выше, чем в Европе. Из Прибалтики уходят российские сухие удобрения. Уйдут совсем: в порту Усть-Луга для этого строит огромный терминал «Еврохим». Банальная экономика: зачем отдавать грузы, когда можно переваливать их самим, предоставляя возможность заработать российским компаниям? Но и доля политики в этом, конечно, есть», — отмечает Стариков.
«Россия реализует курс на загрузку собственных портов. За шесть месяцев 2019 года объем перевалки российских грузов через гавани стран Балтии, Украины и Финляндии сократился на двадцать процентов. Перевалка угля через Незалежную, судя по статистике, остановилась совсем. По углю просела и Рига — минус тридцать процентов за восемь месяцев. В целом же начало осени крупнейший латвийский порт встретил десятипроцентным падением относительно прошлогодних цифр. Сокращение российского транзита через страны Балтии будет продолжаться. Зерновые, контейнеры — россияне будут загружать собственные портовые мощности. Вопрос времени, но не принципа.
Пока еще Россия остается в некоторой степени зависимой от иностранных портов. Зависимость сохраняется по отдельным видам грузов: руда, минеральные удобрения. Для их перевалки не хватает глубоководных терминалов. Но строительство этих терминалов уже запущено. В анонсированные весной проекты в Санкт-Петербурге и Ленобласти будет инвестирован триллион рублей. Активнее всего строятся комплексы по перевалке сжиженного газа. Готовится экспортный прорыв», — констатирует эксперт.
Он ставит вопрос: уйдет ли Россия совсем? «Скорее, нет. Деликатно забудет в прихожей какие-то вещи. Объем российских внешнеторговых грузов, который переваливается через гавани сопредельных государств, приблизительно достиг пятипроцентной отметки относительно объемов в собственных портах. Задача по переориентации практически выполнена. Пару миллионов тонн «проблемных позиций», от которых плюются российские стивидоры, можно оставить и прибалтам. Такая тенденция оформляется уже сегодня. За восемь месяцев грузооборот латвийского порта Лиепая просел на шесть с половиной процентов. А вот судов в морской гавани было обслужено на двенадцать процентов больше. Что из этого следует? Былые потоки заместил мелочный транзит. Партии грузов стали меньше. Транзитеры работают с большим числом судов, чтобы купировать потери, но эффективность труда от этого падает. Но и эти остатки по-прежнему выглядят лакомыми. Морские гавани стран Балтии готовы за них бороться», — отмечает Андрей Стариков.
Он добавляет, что конкуренция на Балтике растет. «Недозагруженные прибалтийские порты переходят в режим экономического дарвинизма, ведут себя как пираньи. Когда хищные рыбы напуганы, когда их кормовая база редеет, они начинают пожирать друг друга. Эстонский министр экономики Таави Аас, разрушая стереотипы, спешит встретиться с российским коллегой Евгением Дитрихом, перетянуть транзитное одеяло на себя с помощью политических договоренностей. Латвийцы проактивно рекламируют свой логистический потенциал белорусам. Но наиболее кусачими среди прибалтов оказываются литовцы: разбирают железную дорогу в Латвию, выкручивают соседям руки с тарифами. За разобранный участок Мажейкяй-Реньге литовцы, конечно, получили по шапке от Еврокомиссии. Их обложили штрафом, заставили восстановить железнодорожное полотно. Вот только латвийцам, прошляпившим все контракты, это уже не сильно поможет. Литва остается транзитной зоной на упомянутом участке. Значит, может продолжать пакостить, драть втридорога за инфраструктуру и перевозки. Латвийским компаниям нужно хватать грузы на белорусской границе, в Даугавпилсе. Тащить их по территории собственной страны», — констатирует политолог.
По его словам, Минск готов делиться с прибалтами. Посол Республики Беларусь в Эстонии посетил порт Силламяэ, поговорил с председателем совета директоров Тийтом Вяхи, вселил в эстонца надежды.
«Расположение порта создает все необходимые предпосылки для его эффективного использования в качестве дистрибуционного центра для перевалки грузов и самых различных товаров в направлении стран Европы, США, России и других государств СНГ, Юго-Восточной Азии и всего мира», — подытожил встречу пресс-релиз на сайте морской гавани.
Звучит красиво. Белоруссия заинтересована в транзите грузов через Латвию, несмотря на то, что Литва географически ближе, рассказывает посол республики в Риге Василий Маркович. На рассмотрении договоры с Белорусской калийной компанией, Белорусской нефтяной компанией, белорусско-китайским индустриальным парком «Великий камень». Маячит перспектива нарастить нефтетранзит после реконструкции Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода.
Не обделена вниманием и Литва. Несмотря на атаки Вильнюса на Белорусскую АЭС, грузы по-прежнему текут через Клайпедский порт. Бизнес отдельно, политика отдельно. Да и перекройка логистических маршрутов — процесс долгий. Река не меняет направление течения в одночасье. Россия ушла.
Пришла Белоруссия. Прибалтам остается уповать на транзитную милость «последней диктатуры Европы», борясь за внимание Минска.