Наука и Техника

Китай выпустил в море первый грузовой корабль без экипажа

Первый испытательный рейс совершило беспилотное грузовое судно. Это произошло в Китае. В России же на этом направлении… подготавливаются нормативные документы.

Грузовое судно Jindoyuyn O Hao, разработанное компанией Yunhang Intelligent, вышло в первый испытательный рейс. И ничего не было бы особенного в такой новости, сообщённой блогером dambiev, специализирующимся на военной и технической тематике, если бы не одно принципиально важное обстоятельство: грузовое судно было… без экипажа.

Корабль без экипажа

Точнее говоря, люди судно сопровождали. Но само по себе оно шло без присутствия человека в рубке управления. Что называется, без пилота. Без капитана и штурмана. Вместо людей корабль с электрифицированной силовой установкой вёл автомат, руководствуясь автоматически же собираемой и обрабатываемой навигационной информацией.

Как сообщает источник, вторым вариантом судовождения без экипажа может быть разработанная Yunhang Intelligent и тоже ныне испытываемая система для дистанционного управления кораблями.

Цай Юйлян, директор Центра тестирования научно-технических инноваций Китайского классификационного общества, сообщил журналистам о том, что успешный испытательный рейс беспилотного судна имеет чрезвычайно важное и принципиальное значение для разработки, тестирования и стандартизации беспилотных навигационных технологий на судах,

— рассказал автор новости.

Мало этого. Важно ещё, что судно вышло в плавание от терминала порта Сяншань. А это — натуральная исследовательская и испытательная база для беспилотных судов, первая в Китае. Здесь, в городе Чжухай (провинция Гуандун, Южный Китай), на площади 32 тысячи квадратных метров построен целый ряд сооружений, лабораторий, испытательных площадок, производственных цепочек именно для исследований и разработок беспилотных судов и современного морского оборудования. Всё это увязано в один высокотехнологический комплекс, нацеленный на ускоренное развитие технологий морских беспилотных систем.

Беспилотный морской грузовик в Китае, однако, не последнее слово в науке и технике. На проводившемся не так давно круглом столе по проблемам цифровизации и кибербезопасности в российской морской и речной отрасли, который был организован Общероссийским движением поддержки флота (ДПФ) и Московским политехническим университетом, звучали сообщения о бурном развитии этого направления по всему миру. Так, в том же Китае спущен на воду первый супертанкер, снабжённый системой искусственного интеллекта. В Финляндии прошло испытание парома с дистанционным управлением. А совсем недавно проскочила информация о том, что крупнейшая японская судоходная компания NYK провела первые в мире испытания морского беспилотного корабля, при которых передвижение судна осуществлялось в соответствии со всеми требованиями Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO).

Это был огромный ролкер общей вместимостью 70 826 тонн, который неделю шёл из китайского порта Синьши до японской Йокогамы, руководствуясь только данными автономной навигационной системы Sherpa System for Real ship (SSR). Экипаж на судне присутствовал, но в управление не вмешивался, больше контролируя работу системы SSR. Которая, согласно сообщениям об этих испытаниях, круглосуточно «собирала информацию из действующих навигационных устройств, рассчитывала риск столкновения, автоматически определяла оптимальные маршруты и скорости, которые были безопасными и экономически эффективными, а затем самостоятельно направляла судно».

Вообще, как рассказал на круглом столе ДПФ главный инженер ЦНИИ «Курс» Дмитрий Вавилов, в настоящее время в мире идёт создание различных роботизированных систем по управлению судами, как роботизированных комплексов военного назначения, так и предназначенных для промышленности, в частности, для разработки шельфовых ресурсов. По всему миру приняты или принимаются управляющие документы по разработке и эксплуатации подобных средств. У целом эта бурная роботизация судов — вплоть до создания кораблей без человека на борту — должна уже в 2020 году дать ощутимые результаты в виде полноценного применения такой техники.

А в России?

«И в России в настоящее время создаются такие системы, и в ближайшее время они будут работать, — подтвердил Дмитрий Вавилов. — У нас рассматривался и нормативный документ по разработке таких технологий».

Однако в целом ситуация в России на этом направлении не слишком радостная, соглашались эксперты, специалисты, создатели программного обеспечения, говорившие об этом на круглом столе ДПФ. Всё это направление в целом сталкивается с большими трудностями — нехваткой отечественного программного обеспечения, отечественного же аппаратного комплекса, недостаточностью инфраструктуры.

Цифровизация, кибербезопасность, искусственный интеллект — это стратегическая тема, — почеркнул в своём выступлении председатель ДПФ Михаил Ненашев. — Это сегодня — часть создания, поддержания и развития отечественной экосистемы в рамках планетарной геополитической и геоэкономической системы. Это та система, в которой мы или будем существовать, или нас поглотят другие экосистемы — китайская, американская и прочие.

И никуда от этого не деться, подчеркнул глава ДПФ. Цифровизация уже сегодня имеет сугубо практическое значение — начиная с того, что портовые власти многих стран предъявляют соответствующие требования к судовладельцам по электронному оформлению и сопровождению навигации и грузоперевозок, и заканчивая тем, что во многих странах большое развитие получило создание роботизированных судовых комплексов.

«Между тем именно на флоте сложилась на данный момент недостаточная инфраструктура для этого, — констатировал Михаил Ненашев. — Она развивается не системно, а фрагментарно. Тяжёлая проблема — ведомственные согласования, как межведомственные, так и внутриведомственные. Образно говоря, во многих случаях цифровизацией ещё правит кувалда».

По свидетельству руководителя направления полного жизненного цикла кораблей Департамента государственного оборонного заказа Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Якова Бережного, сегодня остро стоит необходимость создания высокоскоростных отечественных технических средств для САПР, отечественного программного обеспечения, массированного развития защищённых высокоскоростных систем связи.

Вообще, утверждают эксперты, отечественные разработки софта серьёзно отстают. Нет своей операционной системы, практически отсутствует собственное аппаратное обеспечение, приходится ориентироваться на китайское «железо». Более того, нет даже системы, которая заставляла бы всё это развивать. Как заявила заместитель гендиректора Инженерно-технического центра «СКАНЭКС» Марина Сергеева, «хотя у нас разрабатываются продукты, которые лучше западных, но с системной реализацией и внедрением их возникают различные трудности».

То есть во времена, когда цифровое будущее уже не стучится, а буквально ломится в двери судостроительной, корабельной, да и флотской отрасли вообще, у нас производители программного продукта не могут найти на него покупателей, а те, в свою очередь, заглядывают в ладошки иностранных софтовиков на предмет, не зацепилась ли там какая питательная крошка. В итоге получается, что мы, Россия, сегодня здесь отстаём, хотя и бежим изо всех сил…

А корабли-роботы тем временем выходят на морской простор.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.