Эскалация конфликта на Ближнем Востоке стала причиной падения биржевых индексов в планетарном масштабе и роста стоимости сырой нефти. Если уровень накала в отношениях двух стран не изменится, стоимость сырья, по мнению аналитиков, будет продолжать увеличиваться. Российским нефтедобытчикам такой сценарий выгоден.
Убийство генерала Касема Сулеймани стало событием, которое взбудоражило мировую общественность. В Результате на европейских, североамериканских и азиатских биржевых площадках началось массовое падение индексов, при этом цена нефти марки Brent выросла до максимального уровня с сентября прошлого года, превысив отметку в 70 $/баррель.
Нефть по 75 $/баррель
Многие аналитики убеждены, что стоимость «чёрного золота» будет продолжать расти. Так, Александр Лосев, гендиректор компании «Спутник — Управление Капиталом» прогнозирует, что Brent поднимется до 75 $/баррель. Эдуард Харин, управляющий портфелями компании «Альфа Капитал», солидарен с ним и не исключает, что нефть вырастет в цене до 73-75 $/баррель.
Главным фактором, способствующим положительной динамике ценообразования на сырую нефть, по мнению Лосева и Харина, будет эскалация конфликта в нефтеносном стратегическом регионе. «Но Иран, как и остальные государства Персидского залива, сегодня не готовы к полномасштабному военному противостоянию. Так что вероятность полного прекращения поставок из региона, как и блокирование Ормузского пролива, довольно низка. Скорее всего, будут происходить единичные спецоперации, увеличится количество провокаций с обеих сторон. Это позволит ценам на нефть продолжать двигаться вверх, но траектория крутой не будет», — считает Лосев.
Кроме геополитических факторов, на рост стоимости сырья могут повлиять более фундаментальные причины, и они известны – это замедление темпов роста предложения сырой нефти. Способствовала этому и пролонгация сделки ОПЕК+, а также заметное снижение уровня добычи американцами сланцевой нефти. Не стоит сбрасывать со счетов и растущие аппетиты Китая в отношении углеводородов, убеждён эксперт.
Майкл Пирс, аналитик Capital Economics, уверен, что если Иран предпримет какие-то конкретные шаги в ответ на убийство Сулеймани – например, предпримет атаку на нефтепромыслы Саудовской Аравии, как осенью прошлого года, или попытается перекрыть Ормузский пролив, обеспечивающий трафик нефти в объёме 20% от общемирового, то рост цен продолжится.
Но будет ли он длительным? По мнению экспертов из Goldman Sachs, нынешний уровень цен нестабилен. Для его поддержания требуются дестабилизирующие факторы. Без них кривая роста довольно быстро сойдёт на нет. Эксперт Джефф Кюри считает, что ответные меры Ирана не обязательно будут связаны с провокациями и атаками нефтяных месторождений или транспортных магистралей.
Влияние на Россию
В понедельник 6 января российский биржевой рынок демонстрирует падение, как и на основных мировых торговых площадках. Но в день убийства Сулеймани отечественные индексы демонстрировали рост, идя вразрез с основными биржами. Так, индекс Московской биржи оказался рекордным, чему способствовал рост акций отечественных нефтедобывающих компаний, спровоцированный, в свою очередь, ростом котировок сырой нефти, объясняет аномалию Лосев.
Хотя в среднем индексы российских бирж 6 января продемонстрировали падение, акции «Татнефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Североникеля» ушли в небольшой плюс. К 16 часам мск индекс Московской биржи упал на 0.45%, РТС – на 0.52%.
«Зарубежные инвесторы начали нервничать. Паника, характерная для бирж Европы, Азии и Северной Америки, постепенно проникает и на российский рынок», — отметил гендиректор компании «Спутник — Управление Капиталом».
Рубль в понедельник чуть-чуть превысил отметку в 62 рубля/доллар. Его дальнейшее поведение во многом будет определяться ходом противостояния в Персидском заливе, а также от желания западных бизнесменов инвестировать в бумаги федерального займа. По мнению эксперта, ради снижения возможных рисков не исключён вариант снижения их активности на рынке ценных бумаг.
Эдуард Харин считает, что после рождественских каникул моно ожидать небольшого роста котировок отечественных нефтегазовых компаний, что скажется на укреплении рубля, которое вряд ли превысит 1%.