Мы привыкли, что при осуществлении внутренних и международных перелетов у нас есть немалый выбор авиаперевозчиков, среди которых можно выбрать подходящего по цене, уровню сервиса и другим параметрам. Но так было не всегда: в советские времена развитие гражданской авиации было связано с единственной компанией.
Необходимость в осуществлении пассажирских и грузовых авиаперевозок возникла уже в первые годы Советской власти. В 1923 году, когда практически утихли баталии Гражданской войны, было основано общество «Добролет», на базе которого в 1932 году начал свое становление знаменитый «Аэрофлот». В эпоху становления мировой и советской авиации парк летательных аппаратов компании был небольшим и включал только три модели самолетов.
Мощный рывок в развитии «Аэрофлота» начался после окончания ВОВ. К тому времени советская авиаконструкторская мысль уже была вполне конкурентоспособной, особенно стоит отметить успехи в создании реактивных пассажирских самолетов. В 30-х годах, чтобы долететь из Нижнего Новгорода в столицу, требовалось 4 сама, а Ту-104 с реактивными двигателями справлялся с этой задачей за 90 минут.
Со временем аэродромы, обслуживаемые «Аэрофлотом», появились не только в крупных городах СССР, но и в большинстве областных центров, и количество рейсов исчислялось отнюдь не единицами. «Золотым веком» компании считаются 70-е годы, а в 1976 «Аэрофлот» стал первой в мире авиакомпанией, которой покорился рубеж в 100 миллионов перевезенных пассажиров в год.
Из-за существования железного занавеса взаимодействие между компанией и пассажирами формировалось не по общемировым лекалам, а создавалось «с нуля». И это несмотря на наличие международных маршрутов.
Среди особенностей тогдашнего сервиса можно отметить возможность путешествовать воздухом с домашними питомцами, а на некоторых моделях самолетов не было запрещено и курение на борту, хотя за рубежом это было табу вплоть до 2000 гола.
Стоимость билетов была достаточно большой. Но для многих категорий населения предоставлялись льготы, действующие в рамках общегосударственной системы. Так, скидка в 50% предоставлялась ветеранам и инвалидам ВОВ, такой же льготой пользовались аспиранты и студенты советских вузов, а также дети в возрасте 5-12 лет. Одного ребёнка до 5 лет можно было взять на борт бесплатно.
На крупных авиалайнерах пассажирам I класса разрешалось провозить до 30 кг багажа, на самолетах поменьше (типа Ан-2) и вертолетах Ми-2 вес багажа ограничивался 10 килограммами.
Весьма популярными в летнюю пору были «южные» маршруты, в Анапу, Сочи или Симферополь. «Аэрофлот» ради удовлетворения растущего пассажиропотока регулярно увеличивал количество рейсов по этим направлениям, жертвуя другими маршрутами. Кстати, для приобретения билета на авиарейс паспорт не требовался, билеты были обычными, не именными. Паспортный контроль проходился только при регистрации на рейс.
Несмотря на простоту приобретения билетов, в эпоху тотального дефицита были сложности и с этим, особенно на курортные маршруты. Они буквально разметались в первые же часы, так что многим приходилось добираться на юг более традиционным и медленным способом.
Что касается международных рейсов, то рядовому гражданину улететь за рубеж было практически нереально. И даже не из-за отсутствия билетов, а по чисто бюрократическим причинам: чтобы получить выездную визу, приходилось посещать немалое количество инстанций и проходить различные проверки «на благонадежность». Так что за границу летали в основном партийные работники вместе с семьями, артисты и спортсмены.
Но уже в 70-х обслуживание пассажиров на международных рейсах старались подогнать под западные стандарты. В частности, здесь присутствовало подразделение салонов на классы (на внутренних рейсах такого не было).
Из-за отсутствия конкурентов именно «Аэрофлоту» довелось выступать в роли своеобразной визитной карточки Советского Союза. И хотя в целом компания справлялась с этим неплохо, общий уровень сервиса был зеркальным отображением тогдашней действительности. Пережив кризисные 90-е, «Аэрофлот» сумел выйти на новый уровень, который сегодня вполне сопоставим с общемировым.