В последнее время главная тематика мировых СМИ – стихийные пожары в Австралии. Оказывается, на этом засушливом континенте, большая часть которого – это пустыни, имеются и леса, которые сейчас горят в невиданных доселе масштабах. Сообщается о гибели порядка миллиарда представителей местной фауны, о тысячах сгоревших зданий, о человеческих жертвах. Но природные катаклизмы происходят не только на другой половине земного шара. Россия тоже подвержена аномальным природным явлениям.
В 2019 году в Сибири пожарами было охвачено более 10 000 000 гектаров лесов. Динамика, увы, негативная: ежегодно этот показатель увеличивается на 500 000 гектаров. Наблюдались в минувшем году и проблемы с пересыханием рек, причём в числе пострадавших были такие крупные водные артерии, как Лена и Волга.
Нынешняя теплая зима – предвестник еще более масштабных природных катастроф. Госгидромет призывает уже сейчас готовиться к сильнейшей летней засухе в центре европейской части России. Впрочем, об этом можно было бы догадаться и без метеорологов: прошло уже половина зимы, а снега выпало менее 10% от нормы. А ведь именно от толщины снежного покрова зависит насыщение почвы влагой весной, как и пополнение рек и водохранилищ водными ресурсами. В 2020 году с высокой вероятностью можно ожидать весеннего маловодья со всеми малоприятными последствиями.
Заморозки, пускай и легкие, чередующиеся с оттепелями – неприемлемое явление для озимых культур. Не успели мы вернуть себе статус «зерновой сверхдержавы», как природа наносит России очередной удар.
По мнению эксперта Дмитрия Холода, некоторое количество особо ценных культур можно выращивать тепличным способом, но для пшеницы, занимающей гигантские посевные площади, это не выход. Если засуха будет – следует ожидать неурожая, что, безусловно, скажется на уровне цен на хлеб.
Но сухое лето принесет проблемы не только сельскому хозяйству. Площадь лесных пожаров снова может оказаться рекордной, обмеление природных водоемов тоже может вылиться в масштабную проблему. Со стороны федеральных властей пока не видно попыток сработать на упреждение. Несмотря на огромные прошлогодние убытки от сибирских пожаров, финансирование лесной отрасли не выросло ни на копейку.
Более того, в тезисах об изменении Конституции страны нет ни слова о Лесном кодексе, принятом в 2006 голу – он нанес системе лесной охраны непоправимый удар.
Константин Захаров, эксперт в сфере защиты природы, считает такое отношение ненормальным:
«До принятия изменений в отечественном лесном законодательстве наблюдалось достаточное количество обходчиков и лесников, чтобы контролировать состояние лесных угодий. В настоящее время этих специалистов катастрофически мало. Настолько, что можно утверждать: фактически мы предоставили природу саму себе».
Так что про сани на зиму можно забывать, а на лето нужно запасаться водой.