Все чаще в сети выкладываются жалобы о двойном-тройном списании денег с банковской карты за одну совершенную транзакцию. Больше всего таких жалоб поступает от владельцев карт Сбербанка.
Так, на портале banki.ru некто Максим из Ханты-Мансийска описал, как он оформлял полис ОСАГО в «Росгосстрахе» в режиме онлайн:
«После заполнения всех сведений перехожу к оплате, оформляю платеж. Приходит СМС-ка с паролем для подтверждения, подтверждаю. Захожу через 5 минут на свою страницу в «Сбербанк Онлайн» и чуть не упал: сумма списалась 4 раза», – пишет он.
Позже выяснилось, что подтверждений в банк пришло 8, но списали только 4, поскольку на карте закончились средства. После звонка в банк Максиму посоветовали подать заявление, которое будет рассмотрено на протяжении 2 недель.
Пострадавший отмечает, что в банке его сначала отсылали в «Росгосстрах», а на вопросы, как могли быть подтверждены лишние транзакции, конкретно ответить не смогли. Максим сетует, что это пугающий прецедент – банк за свои ошибки не понесет наказания, объяснить, из-за чего произошло многократное списание, тоже не сумел. А значит, такие ситуации возможны и в дальнейшем.
Еще более вопиющий случай произошел с 82-летним пенсионером Юрием из Кургана. Он в феврале оплачивал услуги ЖКХ через тот же «Сбербанк Онлайн».
«Сумму списали дважды, говорят, из-за какого-то сбоя. При этом перевод застрял в статусе «ожидающего подтверждения» с датой до 20 дней. То есть услуги ЖКХ могут быть оплачены до 5 марта, вместо 20 февраля, и тогда я попаду в категорию неплательщиков. Разве так сложно отклонить платеж и при этом не списывать деньги с карты?», – возмущается он.
Пресс-служба Сбербанка заявила, что оба случая тщательно расследуются, и они не являются системными.
Однако на двойные списания жалобы далеко не единичные, и случаются они не только с клиентами Сбербанка. Но причины многократных платежей бывают разными.
«Одной из основных причин является техническая ошибка, от которых не застрахован никто, – рассказывает Денис Фролов адвокат юрфирмы BMS Law Firm. – Нужно обратиться в банк, можно даже через приложение, и такие ошибки оперативно исправляют. Не редко клиент ошибочно или по невнимательности совершает двойные транзакции, и если речь идет о небольших суммах, банк такие действия не отслеживает. Если совершается несколько подряд переводов одному контрагенту, тогда банк может заблокировать транзакции до выяснения обстоятельств».
По словам Дениса Фролова, если человек по своей невнимательности совершает несколько раз одну и ту же операцию (например, оплачивает одну и ту же услугу или один и тот же товар), то банк может отменить эту операцию по заявлению клиента. Когда в приложении некорректно отображаются баланс и расходные операции по карте, восстановление денег на счёте происходит намного быстрее.
«Если же речь идёт о совершении нескольких платежей в пользу одного контрагента, то оспаривание таких платежей происходит дольше, в течение 50–60 дней, но вернуть деньги можно, — продолжает Денис Фролов. — Соответственно, в ситуации с «Росгосстрахом» клиенту должны вернуть деньги, но на это потребуется время».
Ещё одной возможной причиной двойных списаний могут стать махинации мошенников. Клиент заходит не на настоящий сайт реальной организации, а на фишинговый. Иными словами, на сайт-подделку. Как правило, такие сайты имеют сходные названия с настоящими, чтобы ввести пользователей в заблуждение. Это может быть одна изменённая в наименовании буква, сайт может находиться в иной доменной зоне (например, не .ru, а .org). По статистике Центробанка, только за прошлый год за счёт фишинга было похищено около 6,5 миллиарда рублей.
«Это уже мошеннические действия, поэтому, вероятнее всего, деньги банк не вернёт, и в этом случае надо обращаться в правоохранительные органы», — заключает Денис Фролов.