Российские энергоресурсы всегда имели двойное значение. Они были как экономическим, так и политическим рычагом влияния. Если в первое время поставка энергоресурсов в другие страны представляла собой определённый аналог подарка или дружеской помощи, то со временем это может превратиться в кардинально противоположную вещь, особенно в тех случаях, когда определённая страна страна перестает двигаться в направлении, определенном Кремлем.
Здесь уместно сравнение с наркоторговлей — несведущему новичку дают попробовать пару доз бесплатно, ему нравится, он привыкает, после чего его зависимость можно использовать для реализации собственных нужд. Если требования не будут выполнены — уменьшается доза, либо увеличивается цена, а это прямой путь к ломке и неприятным ощущениям.
У наркомана два варианта: бороться с болезнью и отказываться от пристрастия, либо же получать вожделенную дозу, но выполнять все существующие требования.
Если в подобном контексте говорить о странах, то показательным будет пример Украины. Именно вопрос энергоресурсов постоянно использовался Россией в своих попытках удержать Украину в сфере своего влияния. Украинцы, однако, имели вовсе иное представление о своём будущем. Мы все знаем, какую болезнь перенесла эта страна и какой она пока еще страдает, хотя пример все равно будет показательным.
Ещё до начала «газовой войны» Кремль развернул активную пропагандистскую кампанию с целью убедить клиентов в Европе в безопасности и стабильности поставок голубого топлива и обвинить Украину в нежелании платить «рыночные цены» за газ. Российские газеты и телеканалы использовали мощное информационное давление и пропаганду, чтобы заставить практически весь мир поверить, что «Украина несет ответственность за все». В это же пытались заставить поверить и самих украинцев
Далее Россия временно ограничила поставки газа, что привело к общественному недовольству. Именно здесь активировали пропагандистский ход, изображающая украинское правительство в качестве главных виновников происходящего. Ожидались два сценария развития событий: либо общественность закипает и свергает правительство, давая Москве возможность получить своих сторонников у власти в Украине, либо нынешнее правительство сдаст позиции самостоятельно и перестанет сопротивляться давлению Москвы.
Однако был и третий, сугубо украинский сценарий. Недовольство бы нарастало, но не настолько, чтобы достичь критической точки и дать Кремлю надежду на смену власти в пользу своих ставленников. Таким образом, появление «зелёных человечков» в определённых регионах было бы просто вопросом времени.
Аналогичная ситуация проявляется сейчас в Беларуси. Энергетическая зависимость Беларуси ещё с 1999 года используется как рычаг давления на руководство страны, которое просто раз за разом вынуждено подписывать интеграционные документы, порой вовсе для себя невыгодные. Стоило Беларуси выступить против подобных отношений, буквально с 1 января 2020 года Москва развернула мощную кампанию по шантажу страны.
Уже очевидно, что Беларусь постепенно готовится к украинскому сценарию. Попробуем вернуться в 2017 год. Тогда уже пару лет страны находились в состоянии неопределённости по вопросам стоимости энергоносителей. Беларусь чувствовала, что цена газа и нефти несправедливо высока, но обеим сторонам не удалось договориться о каких-либо скидках. С января 2016 года Беларусь в одностороннем порядке стала платить меньше и к концу года Кремль заявил, что долг Беларуси достиг 245 миллионов долларов США. Российское издание «Коммерсант» сообщило, что из-за этого Россия намерена сократить поставки нефти в Беларусь в первом квартале 2017 года на 12% — с 4,5 млн тонн до 4,0 млн тонн.
Вернёмся в 2020 год. 1 января Россия полностью прекратила поставки сырой нефти в Беларусь, поскольку оба государства не смогли договориться об условиях контракта на текущий год. В связи с прекращением поставок, нефтеперерабатывающие заводы перешли на минимальную загруженность и мощность, что, кстати, является не очень хорошей новостью в плане перспектив. Об этом заявили представители концерна «Белнефтьхим».
Глава «Транснефти» Николай Токарев заявил, что Россия вполне может отказаться использовать Беларусь в качестве транзитной зоны для поставок нефти. Тем более, что сейчас активизировались те пропагандистские «фишки», которые были использованы несколько лет назад в адрес Украины — ряд российских СМИ начал регулярно сообщать о вспышках русофобии в Беларуси. Плюс к этому Александр Лукашенко открыто заявил, что Беларусь ни с кем объединяться не собирается, очевидно имея ввиду непосредственно Россию. Тут-то как раз и должен появиться «козёл отпущения», как уже было в случае с Украиной.
Если подытожить сказанное, то по причине действительно высочайшей зависимости Беларуси от российских энергоресурсов, темпы роста страны существенно замедлятся. В 2020 году этот показатель планово составит 0,9%, а в 2021 году 0,5%. Разумеется, ни о каком благосостоянии народа здесь говорить не приходится, а кто в таком случае будет виноват? Конечно же Лукашенко, особенно если к такому мнению подтолкнуть народ при помощи российских СМИ. Впрочем, Кремль уже сделал практически всё в плане подготовки негативных мнений. Остаётся гадать, в каком направлении будет развиваться ситуация.
В приведённом контексте можно обратить внимание и на другие страны. Например, неуверенная позиция некоторых политических партий и лидеров Латвии по вопросу возобновляемых энергетических ресурсов может привести к развитию довольно схожего сценария. Если Латвия так и будет игнорировать вопрос энергетической независимости, очередные «дружеские» объятия «дружелюбного» медведя могут стать вполне реальной перспективой.