Самоходные артиллерийские установки, или просто самоходки, в большинстве случаев больше похожи на танк без башни, нежели на орудие, способное к самостоятельному передвижению. К слову, встречаются и самоходки с вращающейся башней, но это вообще редкая редкость. По-настоящему же самоходным орудием можно считать экспериментальную САУ ГАЗ-68, которую советские конструкторы разработали и построили в середине Великой Отечественной войны.
Только взгляни на нее. Меньше всего ГАЗ-68 (другое название машины КСП-76 — колесная самоходная пушка калибра 76 мм) похож на танк, скорее уж на грузовик с торчащей спереди пушкой. Хотя отсутствие кабины добавляет конструкции схожести и с катафалком…
Тем не менее перед нами действительно автомобиль с пушкой. Под низким приземистым кузовом скрываются шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63.
Гражданские потроха накрыты бронированным корпусом (так и хочется сказать — кузовом). Он очень легкий, всего 1300 кг, но благодаря рациональному расположению бронелистов эффективно защищает экипаж от осколков и крупнокалиберных пулеметов.
В боевой рубке размещена 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗиС-3, точно такую же ставили на самую массовую советскую самоходку СУ-76.
В итоге в 1944-м на испытания выкатилась уникальная по своим характеристикам машина. Обладавший такой же огневой мощью, как и СУ-76, ГАЗ-68 был, во-первых, заметно ниже (всего 1,5 метра в высоту) — отлично для маскировки.
Во-вторых, КСП оказалась вдвое легче (всего 5,4 тонны), благодаря чему даже одиночный, а не спаренный, как на «сушке», двигатель мощностью 85 л.с. разгонял ее до гоночных по танковым меркам 77 км/ч. Опять же низкая масса вкупе с полным приводом и зубастыми шинами (пуленепробиваемыми, кстати) с грунтозацепами обеспечивала машине неплохую проходимость.
Главным же плюсом колесной пушки стала крайне низкая себестоимость. По этому крайне важному параметру ГАЗ-68 значительно превосходил даже недорогую и простую в производстве СУ-76. Были у КСП и свои минусы, конечно. Машина плохо справлялась со штурмом траншеи (для любой гусеничной машины вообще не проблема) и была не слишком устойчива при ведении огня. Но массовость и цена перевешивали все недостатки.
Низкий рост был серьезным конкурентным преимуществом КСП-76
Однако в серию КСП-76 все же не пошла. Одни источники утверждают, что причина в недостаточной проходимости колесной пушки. Но, скорее всего, в конце 1944-го, когда Красная армия уже вышла к границам СССР и готовилась к решающему рывку на Запад, времени на массовый выпуск перспективной самоходки уже не оставалось.
В итоге КСП-76 так и осталась в единственном экземпляре, который сегодня можно живьем увидеть в танковом музее в Кубинке. Впрочем, идеи конструкторов ГАЗа найдут свое отражения уже в послевоенных самоходках — от чешской САУ «Дана» до южноафриканской G6 «Носорог».