Во время Первой мировой войны одной из главных проблем на суше стал т.н. позиционный тупик, потребовавший создания особой техники. Схожие процессы наблюдались и на некоторых морских театрах военных действий. Для решения особых задач в характерных условиях в Италии создали «морские танки» – торпедные катера типа Grillo.
Оглавление:
Защита и нападение
Королевство Италия вступило в войну в мае 1915 г., и его основным противником стала Австро-Венгерская империя. Бои шли как на суше, так и в Адриатическом море. Со временем Королевские ВМС Италии смогли сформировать мощную группировку торпедных катеров, которая фактически заперла австро-венгерский флот на его базах. Однако до полной победы было далеко.
ВМС Австро-Венгрии учитывали существующие риски и принимали меры. На базах Пула и Сплит были развернуты все доступные средства защиты, от боновых заграждений до береговой артиллерии. Корабли или катера Италии не могли безопасно приблизиться на дистанцию выстрела пушки или пуска торпеды.
Наибольший интерес для КВМС Италии представлял порт Пула, где были сосредоточены основные силы вражеского флота. Успешный удар по этому объекту мог резко изменить ситуацию в регионе – или даже вывести австро-венгерский флот из войны. Тем не менее, атака существующими средствами не представлялась возможной.
Оригинальное решение
Наиболее эффективным средством против надводных сил противника виделись торпедные катера, но они не могли пройти в акваторию Пулы из-за нескольких линий боновых заграждений. Однако эта проблема нашла свое решение в 1917 г. Инженер Аттилио Бизио из компании SVAN предложил создать торпедный катер особой конструкции, приспособленный для преодоления плавучих заграждений.
Суть новой концепции заключалась в оснащении легкого плоскодонного катера парой цепей-гусениц, при помощи которых он мог бы перелезать через боны. Такие возможности отразили в названии концепции – «barchino saltatore» («прыгающая лодка»). Позже готовую технику официально назвали Tank Marino («морской танк»). По имени головного катера всю серию нередко именуют Grillo («Сверчок»).
На рубеже 1917-18 гг. были сформированы планы. Компания SVAN должна была провести некоторые испытания, выполнить проект «морского танка», а затем построить серию из четырех катеров. В ближайшие месяцы готовая техника должна была впервые принять участие в реальной атаке на базу Пула.
Особенности конструкции
Опытно-конструкторские работы начались с поиска оптимальных решений. Провели испытания нескольких вариантов «гусеничного движителя», также определили самые выгодные обводы корпуса. Наиболее удачные варианты нашли применение в готовом проекте.
Проект Grillo предусматривал строительство цельнодеревянного плоскодонного катера средних размеров. Длина судна – 16 м при ширине 3,1 м. Осадка – всего 700 мм. Водоизмещение – 8 т. Экипаж по штату включал четырех человек.
В центральной и кормовой частях корпуса помещались два электромотора марки Rognini and Balbo мощностью по 10 л.с. Один из них был связан с гребным винтом и разгонял катер до 4 узлов, другой – отвечал за преодоление препятствий. Значительная часть внутренних объемов корпуса отдавалась под аккумуляторные батареи, способные обеспечить дальность хода до 30 морских миль.
Вблизи бортов корпуса, на палубе и на днище, предусматривались две узкие продольные направляющие в виде металлических профилей. В носовой части установили направляющие колеса, в корме – направляющие и ведущие. На этих устройствах предлагалось установить две узкие роликовые цепи-гусеницы. Часть звеньев цепи оснащалась загнутыми зацепами для взаимодействия с препятствием. Привод цепи осуществлялся от собственного электромотора через одно из задних колес.
Вооружение Grillo состояло из двух стандартных 450-мм торпед, состоявших на вооружении итальянского флота. Торпеды перевозились на бортовых аппаратах бугельного типа. Катер должен был выходить на боевой курс, открывать замки аппаратов и сбрасывать оружие в воду.
Особая конструкция торпедных катеров предусматривала специфические методы работы. Ввиду ограниченной емкости аккумуляторов и небольшой дальности хода, их предлагалось доставлять в район вражеского порта при помощи буксира. Затем с максимальной скоростью 4 узла катер должен был подходить к бонам и включать «гусеницы». С их помощью обеспечивалось преодоление препятствия, после чего экипаж мог продолжать плавание. После пуска торпед «Сверчок» мог вернуться к буксировщику тем же образом.
Флотилия насекомых
Катера Tank Marino отличались простой конструкцией, благодаря чему их строительство не заняло много времени. В марте 1918 г. фирма SVAN сдала КВМС серию из четырех катеров, полностью пригодных к боевой работе. Почти сразу началась подготовка к первым операциям.
Легкие «прыгающие» катера напомнили морякам некоторых насекомых. Поэтому за ними закрепились имена Grille, Cavalletta («Кузнечик»), Locusta («Саранча») и Pulce («Блоха»).
Три операции
Первая боевая операция с участием новых торпедных катеров состоялась в ночь с 13 на 14 апреля 1918 г. Катера «Каваллетта» и «Пульче» при помощи эсминцев-буксировщиков подобрались на минимальное расстояние к австро-венгерской базе Пула. Экипажи предприняли попытку перебраться через боновые заграждения и атаковать корабли в гавани. Однако найти проход и выйти в акваторию не удалось, и экипажи решили возвращаться.
Обратный путь занял некоторое время, и встреча с кораблями сопровождения состоялась уже на рассвете. Командование операции посчитало, что эсминцы с катерами на буксире не успеют вовремя уйти на безопасное расстояние – противник мог заметить и атаковать их. Было принято тяжелое решение. Для собственного спасения и соблюдения секретности уникальные катера затопили на месте.
Ровно через месяц, в ночь на 14 мая в Пулу отправился катер Grillo. Его экипажу во главе с капитаном Марио Пеллегрини удалось найти подходящее место и начать переход через боны. На первой линии заграждений из четырех «скрытный» катер наделал немало шума и привлек внимание противника. Тем не менее, командир принял решение продолжать операцию, пока катер не заметили.
За вторым заграждением итальянцев поджидал австро-венгерский сторожевик. Он попытался протаранить катер, но тому удалось увернуться от удара. Сторожевик открыл огонь и довольно быстро поразил свою цель. Капитан Пеллегрини приказал ответить торпедами. В суматохе экипаж не провел все необходимые операции, и торпеды, уйдя к сторожевику, не взорвались. Итальянский катер затонул, а его экипаж попал в плен. После войны моряки вернулись домой, где их ждали боевые награды.
Последний эпизод боевого применения Tank Marino состоялся в следующую ночь, 15 мая. На этот раз в свой первый поход отправился катер «Локуста». Уже на походе к заграждениям его заметили, осветили прожекторами и обстреляли. Ни о каком скрытном нападении речи уже не шло. Командование операции отозвало катер, и он благополучно вернулся домой.
Оригинальная неудача
В рамках изучения оригинальной концепции КВМС Италии заказал и получил четыре торпедных катера, способных преодолевать заграждения. Все они успели поучаствовать в реальных операциях и показать совсем не положительные результаты. Три катера были потеряны в своих первых выходах. Четвертый удалось сохранить – потому что противник заметил его слишком рано, когда он еще мог уйти.
Катер Locusta сохранили в боевом составе флота, но уже не использовали по прямому назначению. Три операции апреля-мая 1918 г. показали наличие массы проблем и неспособность наличных «прыгающих лодок» решать боевые задачи. Кроме того, по причине использования электрической силовой установки и невысоких характеристик катер оказался непригодным и для другой эксплуатации.
Новые катера этого типа, естественно, не строились. Необычным «гусеничным» аппаратам командование предпочло традиционные скоростные торпедные катера. Вскоре такая техника вновь подтвердила свой высокий потенциал. «Саранча» оставалась в составе КВМС до 1920 г., после чего ее списали за ненадобностью.
Следует отметить, что в Австро-Венгрии не знали всех особенностей эксплуатации «морских танков», и потому заинтересовались оригинальной концепцией. Потопленный катер Grille подняли на поверхность, изучили и даже попытались скопировать. Однако австро-венгерская копия итальянского катера не успела выйти в море до конца войны. А вскоре об этом проекте попросту забыли ввиду наличия более важных дел.
Таким образом, проект «морского танка» достаточно быстро показал свою несостоятельность, и от него отказались. Все передовые морские державы продолжили использовать торпедные катера традиционного облика. А проблема заграждений на входе в акватории вскоре нашла свое решение – им стала бомбардировочная авиация.