Телевизионное шоу Europe Shine A Light («Европа зажигает огни»), устроенное в субботу 16 мая вместо гранд-финала отмененного из-за пандемии конкурса песни «Евровидение 2020», разочаровало, с одной стороны тех, кто ожидал эмоций и накала страстей, присущих конкурсным запевам и забегам. Как шутливо бузил в эфире обозреватель Би-Би-Си Грэм Нортон, много лет комментировавший евроконкурс: «Победителей нет, ничего нет, что за дела вообще?!» Между тем в разных странах образовались «альтернативные жюри», выбравшие победителей.
С другой стороны, те из 180 миллионов телезрителей по всему миру, кто не просто смотрит, а любит конкурс, фанаты, объединенные в сотни сообществ и пабликов «Евровидения», следили за телешоу, конечно, с толикой ностальгии, трепета и теплоты, поскольку «хоть так, чем вообще ничего». Лишний раз поглазеть на своих любимцев, поболеть за них хотя бы в скромных предложенных обстоятельствах, еще раз ощутить принадлежность к пестрой евровидийной семье – тоже радость карантинным субботним вечером.
https://www.youtube.com/watch?v=L_dWvTCdDQ4
Сами участники отмененного конкурса, как могли, держались огурцами, ободряли себя и поклонников: мол, да, навалилась напасть, но не будем вешать носа, еще зажжем да поколбасим, когда пройдет печаль. Развлекали, как могли, дурачились в онлайн-эфирах, которые заменили полуфиналы 12 и 14 мая. В финале, однако, времени для приколов практически не оставалось, поскольку организаторы решили прокрутить фрагментами песни всех конкурсантов из 41 страны, а также специальные номера победителей прошлых лет, поэтому обошлись коротенькими и достаточно дежурными «ободрялками».
Выступление представителя Италии Диодато с песней Fai Rumore, ставшей для многих итальянцев гимном надежды в период пандемии, отсняли на сцене знаменитой Arena Di Verona в качестве особенного эксклюзива. И это стоило того.
Сочетание эмоционального пения, пронзительной романтической музыки и подсвеченной прожекторами в ночи чаши пустующего античного амфитеатра производили почти мистический, если не сказать зловещий эффект. Форменная драматическая кульминация шоу. Самым же трогательным, до сентиментальной слезливости, оказался рассказ Бьерна Ульвеуса, одного из легендарных АВВА, о семилетнем внуке, который вдруг спросил: «Деда, а мне в школе сказали, что ты поп-звезда». Деда показал фото с победного выступления АВВА на «Евровидении 1974» и сказал: «Да, внучок, видишь этого пухлого парня с гитарой? Это я». Внук был в шоке…
Так же по традиции почти каждый год сопровождается пространными стенаниями скептиков и пессимистов о том, что «конкурс уже не тот», мол, все хуже и слабее. И каждый раз оказывается, что Европа и мир благодаря конкурсу вдруг вновь удивляются чему-то свеженькому, остренькому, забавненькому, модненькому, трендовому да актуальненькому.
***
В этом году за трендовость, хипстерство и прочую модность отвечала достаточная внушительная когорта несостоявшихся конкурсантов: российские панк-поп-рейверы Little Big, бельгийские техно-дримовые Hooverphonic, исландские синти-поповые Daði og Gagnamagnið, литовские электро-данс-роковые The Roop, гарный чешский хип-трэпер Бенни Кристо – вполне добротный набор. Женскую фракцию примодненных дип-хаусных поп-штучек, продолжательниц великого дела новоиспеченной вершительницы мировых музыкальных судеб Билли Айлиш, составили Виктория из Болгарии, Roxen из Румынии, Атена Манукян из Армении, за что одни критики их хвалили, другие измельчали в порошок. Как всегда представительной депутацией заявилась команда голосистых поп-див: Destiny с Мальты, Ульрика из Норвегии, Montaigne из Австралии, Ана Соклич из Словении плюс харизматичные и боевые в своем классическом поп-соул-госпел амплуа The Mamas из Швеции.
Неплохую партию афрошведкам составили бы совершенно чудные афрохарьковчанки Fo Sho, но в национальном отборе Украина отдала предпочтение синти-фолк-роковой группе Go_A, которая тоже стала украшением нынешнего евровидийного лайнапа, как и наглядным укором поп-королю Филиппу Киркорову, который опять стенал во всех эфирах о том, как невыносимо было петь на «национальном языке» во время его первого выступления на «Евровидении» в 1995 г., окончившемся феерическим водружением на 17-е место.
И вот – Go_A. Украина впервые заявила на конкурс песню на рiднiй мовi «Соловей» и снискала абсолютный восторг евровидийного сообщества, судя по комментам на еврофорумах и в пабликах. Конечно, европипл не слышал советский ВИА «Ариэль» с их поп-роковым кавером на народную «Порушку Параню», но тоже полезно, когда хорошо забытое старое обретает вдруг качество нового, да еще в грамотном и достойном воплощении…
Весьма голосистые возражения поп-королевскиму тезису о «национальном языке» тем временем не раз звучали на «Евровидении» и в прошлом, начиная от целой плеяды балканских артистов, включая победоносную Марию Шерифович с «Молитвой» и заканчивая португальцем Салвадором Собралом с нежнейшим фадо Amar Pelos Dois, из которого (кроме португальцев, конечно) никто не понял ни слова, но очаровался до слез.
Если бы еще «татушки» не кочевряжились, а репетировали как следует свою «Не верь, не бойся», настраивая против себя всю прессу наигранной отмороженностью на евроконкурсе в Риге в 2003-м, то, глядишь, и они бы пополнили список побед на «национальном языке»…
И конечно стоит напомнить, что первая участница «Евровидения» от России Юдифь (Маша Кац) в 1994 г. пела именно на русском «Вечного странника» и несмотря ни на какое «враждебное окружение» заняла вполне достойное 9 место из 25-ти. В общем, есть, о чем поспорить с неугомонным Филиппом Распрекрасным, продолжающим, однако, брать «Евровидение» измором…
***
Тем временем, в России все страсти и гадания вертелись вокруг «очевидной» победы Little Big и закончились страшным расстройством от того, что эта победа не состоялась, будь неладен гнусный вирус. Хотя LB сами, как вирус, заразили своим еврохитом Uno почти 100 млн. человек по всему миру и с этого ракурса их лидерство не просто очевидно, а сокрушительно. По данным на 16 мая, когда вместо гранд-финала утешительной пилюлей прощебетало шоу Europe Shine A Light, расклад первой тройки конкурсантов по просмотрам роликов в Интернете выглядел весьма говоряще: 95 млн. у Little Big; 7 млн. у литовцев The Roop с хитом On Fire; 4.6 млн. у азербайджанки Самиры Эфенди со шлягером Cleopatra. Что называется – почувствуйте разницу.
Желание видеть именно своих посланников победителями вполне естественно. Согласно недавнему соцопросу «Евровидения» 52% людей в 11 странах именно этого и желают. Причем степень подобного «боления» у россиян (62%), как ни удивительно, оказалась ниже, чем в Польше (71%) и даже в Италии (65%). Иное дело, что обычно в других странах не объясняют неугодный результат исключительно вражьими кознями и вселенскими заговорами. Но тут уж как есть…
Так что лучше и дальше тешить себя сладкой песней о победе, но, если вдруг кому-то интересно поразмышлять о том, действительно Little Big победили бы «Евровидение» или нет, то можно заметить, во-первых, гораздо более скромные прогнозы сторонних «статистиков» (по состоянию, правда, на 18 марта, когда было объявлено об отмене «Евровидения»), где наши поп-герои замерли всего лишь на пятом месте.
Совершенно очевидно, что нет прямой связи между количеством просмотров в глобальном Интернете и исходом голосования на конкретном конкурсе. Так же, как нет и не может быть прямой связи между телевоутингом (голосованием телезрителей) и мнением профессионального жюри, что, однако, невозможно объяснить, например, Сергею Лазареву. Кроме как «засуживанием» он не объясняет себе и всем вокруг, почему телезрители той или иной страны давали ему 12 баллов, а иные жюри – только 0. По такой логике в принципе и «Ласковый май» должен быть безаппеляционно признан лучшей группой всех времен, но вот разделят ли с миллионами любителей сиротского коллектива такое мнение эксперты, музыковеды, критики и вообще люди, трепетно относящиеся к такой тонкой материи как музыка и искусство? Вопрос открыт.
Похожий вопрос окрыт и в случае с Little Big. Пока в эфире шло шоу Europe Shine A Light, неугомонные еврофаны никак не могли успокоиться, лишенные главной забавы конкурса – голосования. И начали действовать. Во многих странах прошли собственные голосования – как в формате телевизионных шоу, так и на многочисленных специализированных сайтах, форумах, пабликах.
К моменту засыла материала в печать «МК» располагал данными о 15 таких неформальных «голосований» в 11 странах Европы и на 4 крупных медийных международных ресурсах, посвященных «Евровидению». Результаты вышли выразительными.
Little Big нигде не одержали, к сожалению, победы. Самым сладким пряником одарила наших панк-поп-рейверов Норвегия – 2 место после Исландии, а самой горькой пилюлей – 13 место – главный портал вредных и ехидных евроблоггеров WiWiBlogs. При этом, не оправдались и прогнозы на победу болгарской адептки Билли Айлиш Виктории, хотя в большинстве случаев она вошла в тройку лидеров, как и швейцарский исполнитель Gjon’s Tears. Основная же гонка развернулась между литовцами The Rooр и исландцами Daði og Gagnamagnið с весьма видимым перевесом у последних (7 первых мест)
Надо заметить, что сами музыканты Little Big, говоря о видах на евроурожай, тоже высказывались в одном из интервью в пользу возможной победы исландских коллег по флешмобам. Собственные голосования провели и несколько российских европабликов, на крупнейшем из которых Little Вig заняли 3 место, Gjon’s Tears – второе, The Rooр – первое.
***
«МК» в свою очередь решил провести еврочарт среди наших звезд. Разумеется, первым, к кому мы обратились, был Дима Билан, чедовек-монумент, имеющий непререкаемое право судить да рядить, поскольку остается первым и единственным на сегодня артистом, сумевшим принести России победу на «Евровидении»:
— При всей моей любви к «Литтл Биг», — начал Дима с расшаркиваний, — Но я вокалист и всегда подсознательно буду искать и тянуться к вокальной музыке! Сейчас мои предпочтения — это интересные тембры и исполнение не на надрыве! Мне очень зашла эдакая новая Билли Айлиш,– Виктория из Болгарии, и я ставлю ее на первое место! 2 место — Мальта (Destiny). Я помню, когда увидел первый раз Адель — на меня произвело впечатление ее тепло и искренность, вот тут приблизительно такая же история для меня. Наконец, 3 место – Швейцария (Gjon’s Tears) — чистейший голос и искренняя подача. Меня такое увлекает!..
Говоря об общем уровне «Евровидения», Дима отметил, что «вкус у конкурса стал на порядок выше, видно поколение, слышны новые решения, как гармонически интересные, так и видеоряд стал более осмысленным у большинства — это радует очень». Вне контекста своего чарта артист отдельно заметил, что «вполне может и рвануть что-то очень безбашенное, дарящее людям улыбку, а это значит, что «Литтл Биг» все так же может быть в фаворе, чего, конечно, я нашим желаю искренне. Нам очень нужен праздник как никогда!
***
Анита Цой, время от времени тоже подумывающая о европриключениях на свой опорно-двигательный аппарат, весьма вдумчиво подошла к личному выбору:
— Конечно, мои главные фавориты — Little Big. И очень важно не делать скидки на то, что они «наши». На мой взгляд — идеальные конкурсанты для «Евровидения». Яркие, не банальные, по-хорошему отвязанные. Их танцы покоряют весь мир и становятся челленджами. Уверена, что ребята абсолютно точно одни из главных претендентов на первое место. Литовцы The Roop приятные артисты, модные, с хорошим саундом и симпатичной песней – возможно не очень яркой, но запоминающейся. Думаю, она найдет свое место в радиоэфире. Очень удачно подобранные образы, неплохое видео. Мне нравится, что все спецэффекты сделаны, что называется вручную. Это определенно фишка. Думаю, что эти ребята могут смело рассчитывать на вторую строчку. Очень профессиональный парень Gjon’s Tears из Швейцарии. Хороший вокал, правильно подобранная к нему песня. Такой золотой стандарт «Евровидения». Кому-то этот артист покажется слишком правильным, у него нет попытки эпатажа или намерения удивить зрителя. Все очень грамотно продумано, крепкий эстрадный номер без лишних отвлекающих маневров, вполне достойный места в тройке лидеров.
***
Лена Катина, которая в составе t.A.T.u. сотрясала «Евровидение 2003», тоже не потеряла интереса к конкурсу:
— Если не брать Россию, за которую я бы болела всей душой, я бы поставила так: 1. Швеция (The Mamas) — клевая песня с олдскульным настроением, классный голос! 2. Румыния (Roxen) — уж очень красивая мелодичная песня! 3. Швейцария (Gjon’s Tears) — интересная песня, приятный голос!
***
Наконец, «МК» не мог обойти Ольгу Бузову, поскольку именно с нее в прошлом году и началась вся евросуета. Пока нигде и конь не валялся, Оля с открытым забралом заявила прямо и безапелляционно, что готова ехать на «Евровидение» и «отстаивать честь России». Россия, правда, столь светлый порыв своей дщери вяло проморгала, что, однако, не лишает популярную артистку права высказаться. Оля заметила:
— Я верю, что наши ребята (Little Big) могли бы занять первое место. Прекрасная весёлая песня с юмором и танцем, которым был заполонен весь Тик-Ток, как в своё время было с моими «Мало половин» и «Танцуй под Бузову». Второе место я бы отдала Молдове и красавице Наталье Гордиенко, которой помогает мой прекрасный друг и коллега Филипп Киркоров. Он написал песню, с которой Наталья едет на конкурс. Третье место в моем рейтинге у Болгарии! Мне очень нравится песня и подача. Очень красиво…
Оля сказала коротко и, главное, все правильно. Теперь Киркорову, после такой-то похвалы, если не жениться, то уж запустить Бузову ракетой на «Евровидение» просто обязан. Со всем обмундированием DreamTeam. Все же хитрющая она, наша Оля!
***
Флешбэк в финале шоу Europe Shine A Light напомнил эмоциональные моменты победы Данкана Лоуренса, посланца Нидерландов на конкурсе «Евровидение 2019» в Тель-Авиве, и его короткую, но очень емкую фразу: «Этот приз – за то, что музыка всегда будет первой, всегда!». Выстраданные слова. Поскольку, действительно, ни один хайп, челендж или флешмоб, какими бы разудалыми они ни были, никогда не затмят настоящей музыки. Главное, чтобы она всегда звучала. В том числе на «Евровидении»…
P.S. Отдельная благодарность Михаилу Кесареву за участие в подготовке материала.