Интересную внешнюю политику ведут Соединённые Штаты. Вроде бы жёстко агрессивную, но войн, в которых можно завязнуть всерьёз, не начинают ни с Россией, ни с Китаем, ни даже с Ираном. Им Афганистана с Ираком выше крыши хватает. Влезли легко, вылезти не могут.
И не исключено, долго не смогут. Скандально крикливую и эпатажную, благо с Трампом у них это получается ничуть не хуже, чем у нас могло бы получиться с Жириновским, стань он президентом, но без разрыва со всеми теми, против кого вводят санкции и полощут их почём зря в прессе. Противники это, союзники, или так, по дороге под ноги попались, им всё равно. Такая специфика эпохи: каждый своё получает. И правый, и виноватый…
Ну, спецоперации…
Так тоже — не пойми, не разбери как проходят, позорище одно. По той же Венесуэле это видно. Хотя в недавние времена снесли б они этого Мадуро на раз. Может, ещё снесут, но пока держится. Какое-то время нами заслонялся, но с уходом «Роснефти» из местных проектов, даже не поймёшь, будем мы его от Трампа прикрывать, или нет. С другой стороны-то, с Кубой, в куда более горячей ситуации, что у Штатов получилось? Кроме того, что база у них на острове была и осталась — Гуантанамо. Фиделя свергнуть они не смогли даже когда Горбачёв и Ельцин его оставили с ними один на один. Или не пытались всерьёз, после «Залива свиней»?
ЦРУ, конечно, кубинцев не любило и не любит, но жить-то хочется…Опять же, вспоминая о союзниках. Те же европейцы, или Израиль, по-поводу которого наши новые охотнорядцы, царебожники и прочие сильно озабоченные присутствием евреев на этой планете жидоморы всех типов, толков и видов в одном не сходятся: им Америка управляет, или он ей. Подозревая, что там какая-то более хитрая схема, вроде мирового правительства.
Штаты, за время существования еврейского государства столько заверений выдали в том, что его существование есть вечный нерушимый приоритет звёздно-полосатого Большого Брата, что если бы хоть что-нибудь, ими обещанного, сбылось…
Но не судьба. Вот и с трамповским планом по палестино-израильскому будущему, вокруг которого столько криков — будет он реализован или нет, кто знает? Абсолютно неясно. А ведь хоть какой-то шанс на выход из тупика, в который «урегулирование» за четверть века зашло…
Что до международного права и наросших вокруг ООН организаций и структур, которые так милы сердцам отечественных дипломатов, Штаты их откровенно видят в гробу и особо этого не скрывают. По крайней мере, троллят, почём зря. СССР, с которым они на международной арене соревновались, больше нет. Половина постсоветских республик им в рот смотрит. Да что половина… Большая часть.
Да и у нас, на кого они только не могут в верхах опереться! Поменьше, конечно, чем при Ельцине, когда им все в рот смотрели, но ненамного. С Китаем у них так не получается. Отношения есть? Есть. Споры. Соперничество. Но Китай рвётся в сверхдержавы не для статуса, а со строго прагматичными целями, рассчитывая каждый шаг наперёд. Непривычная для них ситуация… Нам бы так.
В целом, можно считать американскую политику сложно устроенной системой судорожных дёрганий, зависящих от личности президента, лобби в Конгрессе, разнообразных властных групп, корпоративных интересов и отдельных влиятельных личностей, контролирующих те или иные ресурсы: финансовые, информационные и политические, слишком разнообразные, чтобы перечислять их здесь. Нахрапу много, но осторожность присутствует. Закономерности иногда выявить можно: скажем, Россия лобби в США не имела, не имеет и иметь не будет — слишком её боятся. Но и случайностей выше крыши.
Чем глубже Америку знаешь, тем больше понимаешь, что знаешь мало и никогда её до конца не просчитаешь. Отечественные же политолого, политтехнологи, эксперты и комментаторы, осевшие на радио и телевидении, в госучреждениях, академических и околоакадемических ведомствах, не столько участвуют в формировании по её части какой-то внятной политики, сколько зарабатывают себе на хлеб — иногда с маслом. Что, впрочем, касается и Евросоюза, Китая, Индии, Ирана, Турции, Африки, арабского мира и всей прочей Ойкумены, включая постсоветское пространство. Нестабилен мир, переменчив и другим не будет. Нравится это, не нравится…