История

Ругательства Древней Руси — актуальны и по сей день

Как то я был на матерной экскурсии в Тюмени и там экскурсовод, специалист по истории русского мата рассказывал нам, что в русском мате существует всего 4 слова (вспомнили их?) и уже из него мы произносим 3000 производных.

А вот посмотрите, как творчески подходили к ругательствам на Руси

Обзывательства про ум

  • Баламошка — полоумный, дурачок
  • Божевольный — худоумный, дурной
  • Божедурье — дурак от природы
  • Глуподырый — глупый
  • Дуботолк, Дроволом, Остолбень — дурак
  • Королобый — крепкоголовый, тупой, глупый
  • Лободырный — недоумок
  • Межеумок — человек очень среднего ума
  • Мордофиля — дурак, да еще и чванливый
  • Негораздок — недалекий

Обзывательства про внешность

  • Пентюх — пузатый человек с выдающейся кормой вдобавок
  • Безпелюха, тюрюхайло — неряха
  • Брыдлый — гадкий, вонючий
  • Затетёха — дородная женщина
  • Загузастка — круглая, толстая женщина с большой попой
  • Ерпыль — малорослый
  • Скоблёное рыло — с выбритой бородой
  • Захухря — нечёса, неряха, растрепа
  • Шпынь голова — человек с безобразием на голове
  • Псоватый — на пса похожий
  • Фуфлыга — невзрачный маленький мужичок

Обзывательства про характер

  • Маракуша — противный человек
  • Елдыга — ворчливый
  • Хобяка, Михрютка, Сиволап — неуклюжий, неловкий
  • Свербигузка — девка-непоседа, у нее свербит в одном месте (гузка — это попа). Она же Визгопряха
  • Ащеул — пересмешник, зубоскал
  • Ветрогонка — вздорная баба
  • Баляба — рохля, разиня
  • Белебеня, Лябзя — пустоплет
  • Бобыня, Буня — надутый, чванливый
  • Бредкий — говорливый, болтливый (от слова «бред», как вы понимаете)
  • Колотовка — драчливая и сварливая баба. Она же Куёлда
  • Гузыня или Рюма — плакса, рёва
  • Пыня — гордая, надутая, недоступная женщина
  • Пятигуз — ненадежный человек, дословно можно перевести как «пятижоп»
  • Расщеколда — болтливая баба
  • Разлямзя — неповоротливый, вялый
  • Попрешница — женщина, которую хлебом не корми, дай поспорить
  • Суемудр — ложно премудрый
  • Костеря, кропот, скапыжник — брюзга, ворчун
  • Шинора — проныра
  • Чужеяд — паразит, нахлебник
  • Хобяка — неуклюжий, неловкий

Обзывательства про поведение

  • Волочайка, Гульня, Ёнда, Безсоромна — все это великолепие эпитетов посвящено распутным женщинам
  • Дрочёный — избалованный
  • Бзыря, Блудяшка, Буслай — бешеный повеса, гуляка
  • Валандай, Колоброд, Мухоблуд — бездельник, лодырь
  • Глазопялка — любопытный
  • Мимозыря — разиня
  • Печная ездова — лентяйка
  • Трупёрда — неповоротливая баба
  • Тьмонеистовый — активный невежа
  • Ерохвост — задира, спорщик
  • Ендовочник — охочий до пива, браги, попоек
  • Ёра — озорная, бойкая на язык женщина
  • Киселяй, колупай — вялый, медлительный человек
  • Шлында — бродяга, тунеядец
  • Потатуй — подхалим
  • Насупа — угрюмый, хмурый

И еще хорошие синонимы к привычным нам словам

  • Сдёргоумка — полудурок
  • Вяжихвостка — сплетница
  • Лоха — дура
  • Шаврик — кусок дерьма
  • Окаём — отморозок
  • Курощуп — бабник
  • Чёрт верёвочный — псих
  • Облуд, обдувало — врун
  • Огуряла, охальник — безобразник и хулиган
  • Сняголов — сорвиголова
  • Пресноплюй — болтун
  • Тартыга — пьяница
  • Туес — бестолочь

Источник

 

Бранные слова древнерусского языка

Еще до «изобретения» матерных слов на Руси был огромный пласт лексики, которую использовали для ругательств. Она была в ходу как у простых людей (мастеровых, крестьян, служек в покоях знати), так и у более образованных, даже высокопоставленных особ (толмачей (переводчиков), учителей, бояр, князей). Эти слова не были неприличной, табуированной лексикой, поэтому свободно использовались в быту.

Из животного мира

Самые простые ругательства образовались от названий животных («скотина», «червь», «собака», «козлище» и пр.). Если человек использовал одно или несколько таких ругательств по отношению к какому-либо лицу, он приравнивал последнего к низшему по развитию существу, считал того недостойным высокого звания человека. Обычно так осуждались низкие моральные качества или недостаточное умственное развитие обзываемого.

Потусторонние силы

Очень осторожно, но все же использовались для ругательств и слова, обозначающие потусторонние силы: «ведьма», «черт», «бес» и пр. Но такими словами старались сильно не злоупотреблять, чтобы не накликать беды. Считалось, что поминание имени нечистого может привлечь его в этот мир, к человеку, который его звал. Женщину назвать «ведьмой» могли только в сердцах, очень сильно разозлившись, когда эмоции однозначно брали верх над осторожностью.

«Дурак» на взгляд протопопа Аввакума, из свободного доступа

Уникальные лексемы

Помимо названий животных, славяне широко применяли и уникальную «ругательную» лексику. Например, такую, как «ащеул» (зубоскал и насмешник), «басалай» (грубый человек, невежа, грубиян). Эти слова обладали яркой эмоциональной окраской для наших предков, но с веками перестали использоваться, потеряли свой колорит и смысл. Многие из древнеславянских ругательств совершенно не понятны современным людям.

Очень небольшое количество слов еще используется в разных диалектах, и их носители прекрасно понимают, о чем речь. Например: «баламошка» (полоумный, глупенький, дурачок), «пентюх» (толстый, обрюзгший человек с большим животом и крупными ягодицами) и пр. Другие – уникальные и весьма колоритные – слова постепенно утратили свое значение и были забыты. Только благодаря филологам и исследователям русского языка они сейчас восстановлены:

Божедурье (еще: луд, дуботолк, негораздок, несмысел, остолбень, толоконный лоб, шалава) – дурак от бога, глупец, идиот;
Балахвост – мужчина, который волочится за всеми подряд женщинами;
Безпелюха – неуклюжий человек, еще и неряха к тому же;
Бзыря – гуляка, повеса;
Болдырь (он же еропка или буня) – человек с огромным самомнением, чванливый и надутый;
Брыдлый – омерзительный человек, мерзкий;
Валандай – лодырь;
Визгопряха (она же свербигузка) – молодая девка, которая не может усидеть на месте, егоза;

Вымесок – моральный урод, выродок;
Вяжихвостка – женщина, которая разносит по всей округе сплетни;
Глазопялка – тот, кто пялит глаза, чрезмерно любопытствует;
Гульня (она же ёнда, волочайка, шлёнда, мамошка, плеха и безсоромна баба) – гулящая женщина, буквально проститутка;
Ерохвост – тот, кому хлеба не надо, а дай только поспорить на любую тему;
Ерпыль – малорослый, торопливый мужичонка;
Загузатка – толстая деваха (или замужняя женщина) с огромным задом;
Заовинник – тот, кто тискает девок за овином, мужик-волокита;
Затетеха – высокая и очень крупная женщина;
Захухря – непричесанная девка или мужичок, который не следит за своим внешним видом;
Кащей (он же скаред) – скряга, жадина;
Колоброд – бездельник;

Колотовка (или куёлда) – глупая и сварливая женщина, которая к тому же может и руку поднять на обидчика;
Киселяй (он же колупай) – вялый, очень медлительный человек, от которого мало толку;
Лоший – негодный, плохой;
Лябзя – пустомеля;
Михрютка – очень неуклюжий человек;
Мордофиля – дурак, к тому же хвастливый, чванливый;
Москолуд – проказник;
Насупа (он же насупоня) – сердитый человек, угрюмый;
Обдувало – человек, с которым не стоит иметь дела, обманщик;
Облом – грубиян;
Околотень – непослушный ребенок/юноша, дурачок к тому же;
Охальник – проказник, чинящий всякие непотребства, безобразник;
Печная ендова (он же печегнёт) – тот, кто не слезает с печи, т.е. лентяй;
Пустобрёх – лгун или попросту болтун;
Пыня – женщина, которая высоко себя несет, неприступная, очень гордая;
Разтетёха – очень толстая и неповоротливая женщина;

Скобленое рыло – мужчина с обритой бородой, что считалось на Руси постыдным;
Стерва – буквально «падаль», последний из последних, никчемный человечишка;
Страхолюд – ужасно уродливый человек, такой, что людям от него страшно становится;

Тартыра – тот, кто любит приложиться к бутылке, а потом на пьяную голову буянит;
Трупёрда – неуклюжая, неповоротливая женщина;
Тюрюхайло – очень неаккуратный, неряшливый человек;
Фофан – глупый человек, которого легко обмануть, простофиля;
Хмыстень – воришка;
Чужеяд (или шлында) – тот, кто живет за чужой счет, нахлебник, тунеядец;
шалопут – человек, от которого мало толку, беспутный.

И это только часть обидных и оскорбительных слов, которые придумал русский народ для обозначения низких качеств человека.

 

Что на самом деле означают древнерусские ругательства?

Ругательства в Древней Руси называли «непотребными глаголами». А вот для филологов эти слова очень даже потребны и любопытны, ибо их происхождение таит немало сюрпризов.

Некоторые из них, особенно иностранного происхождения, имеют вполне благородную родословную.

Возьмем, например, слово «идиот». Оно происходит от греческого «идиос» — своеобразный, особенный. Именно этот смысл вложил Достоевский в название своего знаменитого романа: князь Мышкин «идиот» в том смысле, что является необычным человеком, самобытной личностью, которая резко выдается из окружающего общества.

Охламон происходит от греческого «охлос» (толпа), и означает буквально «предводитель толпы».

Оболтусами в Римской Империи назвали малоимущих граждан, получавших ежедневно от государства материальную помощь — 1 обол (самую мелкую монету).

Иной смысл имели и многие русские слова, которые теперь числятся по разряду непотребных. Возьмем ругательное ныне слово «зараза». Лет так 250 назад это был лестный комплимент для дамы. В те времена сказать: «Какая вы зараза!» означало признаться: «Какая вы прелесть, само очарование!» Стихи поэтов первой половины XVIII века пестрят этими любезными сердцу «заразами». А всё потому, что слово «заразить» изначально значило «сразить, убить». В Новгородской Первой летописи под 1117 годом читаем: «Един от дьяк заражен был от грома», т.е. одного дьяка убила молния. По естественному течению мыслей слово «зараза» со временем стало обозначать женские прелести, которыми те «заражали» (сражали наповал) мужчин.

Слово «задница» в Русской Правде буквально означало «наследство», то что человек оставляет после (позади) себя. Из летописи известно, что в 1147 году киевляне устроили мятеж и заявили: «Не хотим быть у князей аки в задничи». Это следует понимать не в том смысле, что, мол, не хотим быть у князей в попе, а: не хотим переходить от князя к князю, как вещь по наследству. Иначе говоря, киевское вече хотело само выбирать себе князей.

Закончим этот небольшой экскурс «уродом», что по-древнеславянски значит красавец, тот, кто уродился на славу. Это старое значение сохранилось в польском и некоторых других славянских языках. Скажите тамошним красавицам: «Урода ты моя!» — и они разомлеют от удовольствия.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.