Некогда Прибалтика снабжала шпротами весь СССР – без них не обходился ни один праздник. Спустя несколько десятков лет после развала Советского Союза этот продукт производства РФ заметили на прилавках в Риге.
Как так произошло, что в продовольственных магазинах Риги лежат российские шпроты?
Кто-то скажет, эка невидаль, но те, кто родился в СССР, помнят о «шпротной» истории, имевшей свои взлеты и падения.
1.
Без банки ароматных шпрот в масле в СССР не обходилось ни одно мало-мальское застолье. Бутерброд с черным хлебом и рыбешками был символом вкусного праздника. Банка шпрот в советское время стоила довольно дорого, а именно 1 рубль 80 копеек (по сравнению с какой-нибудь копеечной «Килькой в томатном соусе» – и вовсе целое состояние), и у каждой уважающей себя хозяйки были на примете несколько рецептов бутербродов.
2.
Консервы «шпроты в масле» до определенного времени производили только в Прибалтике. В промышленных масштабах их стали выпускать практически сразу после революции на заводах «Соренсен» и «Кайя», а в 1949 году на севере Латвии, в городке Салацгриве был построен крупнейший рыбокомбинат, который работал в три смены. Но даже этого было мало – шпроты оставались в СССР дефицитом. Очень популярным дефицитом.
3.
О них говорили, их искали и при случае покупали, чтобы выставить на праздничный стол. О популярности этого продукта можно судить и по идиоме, появившейся в 1960-е годы в СССР – про скопление народа в автобусе или на рынке стали говорить «как шпроты в банке».
4.
В 70-е годы в Норвегии изобрели мобильные коптильные установки для мелкой рыбы, и СССР, в котором были проблемы с рыбообработкой, закупил партию этого оборудования. Под него построили предприятия в Калининграде, Керчи, Мурманске. И если раньше для консервов отбирали крупную, качественную балтийскую кильку, то в регионах для производства стали использовать местную рыбу: салаку, мелкую хамсу, тюльку. Все это добро ловили и коптили круглогодично, не обращая внимания на сезон вылова. Дефицит был огромным, потому с прилавков сметали любые шпроты, хотя, конечно, латвийские всегда были вне конкуренции.
5.
Из-за падения качества консервов пришлось пойти на уступки и изменить ГОСТ. Шпроты поделили на три категории, и для самой низкой (обыкновенные) разрешалось использовать даже замороженное сырье.
В 1990-х годах и вовсе наступил беспредел – консервы стали выпускать разнообразные кооперативы, и их продукт вообще не был похож на настоящие шпроты в масле, к каким привыкли советские люди.
В 1995-м в независимой Латвии появился бренд «Рижские шпроты», который объединил все заводы республики. А потом между РФ и Латвией начались политические разногласия, и шпроты попали под удар. В ноябре 2006 года Роспотребнадзор запретил их ввоз в Россию якобы из-за повышенного содержания в них бензопирена, допустимого в ЕС, но невозможного в РФ. Следуя новым правилам, российские производители были вынуждены изменить технологию и перейти с копчения на использование ароматизаторов, придающий консервам тот самый неповторимый аромат и вкус. Качество при этом, разумеется, сильно пострадало.
Через пару лет российский рынок для латвийских шпрот был открыт, а в 2015 году оказался снова закрыт. Все эти действия не могли не сказаться на прибалтийском производстве – все-таки РФ была всегда самым крупным покупателем этой продукции.
И вот теперь в продуктовом магазине Риге обнаружили банку шпрот из Калининграда. Выпускает консервы предприятие «Барс».
6.
7.
8.
Латышский политолог Андрей Татарчук заметил, что процесс это логичный: «В бизнесе весь вопрос – вопрос цены. И, конечно, качества. То есть Латвия, конечно, в своё время строилась как территория переработки рыбы. В том числе балтийской кильки, которая называется шпратус. 20 заводов и 80% этих шпрот потребляла России. Ну, к сожалению, латвийские политики любят наступать на одни и те же грабли. И половину отрасли сейчас ликвидируют. Осталось 10 заводов. В связи с коронавирусом и в связи с покупками товаров долгого хранения люди просто как бешеные скупали здесь шпроты. И, естественно, если Россия может предложить продукцию дешевле, из той же самой балтийской кильки, то почему наши ритейлеры не могут покупать дешёвые и качественные хорошие российские шпроты?».
9.
Татарчук считает, что «Россия за это время совершила настоящее шпротное чудо»: «Калининградские комбинаты, которые работают с тем же самым сырьём, закупали в Латвии оборудование для своих заводов. То есть приезжали, изучали технологию, там много всяких нюансов», – объясняет он.
10.
А работающие 10 заводов в Латвии частично были вынуждены перейти на производство другой продукции. Шпроты же они поставляют на рынок в Евразийском Союзе, Армении, Белоруссии – в общем, туда, где все еще помнят вкусный продукт родом из СССР.
Фото: Валерий Гикавый — мастерок.
Источник