Согласно теории «пьяной обезьяны», эволюция обеспечила предкам человека способность перерабатывать алкоголь, чтобы им было проще добывать пищу. Но сейчас ферменты, развившиеся для переработки этанола, скорее вредят, чем помогают выжить, подталкивая к неумеренному потреблению спиртосодержащих напитков.
Приматам, от которых произошли люди, приходилось бороться за пищу с животными, способными без ущерба для здоровья есть незрелые плоды. Около 10 млн лет назад у них развилась способность потреблять переспевшие, начавшие бродить фрукты. Гены вида адаптировали организм к переработке алкоголя. Это, предположительно, спасло как минимум одну подгруппу приматов от вымирания.
Последствия эволюции
Интерес к спиртосодержащим продуктам сохранился у высших приматов. Специалисты отмечают, что они едят забродившие фрукты и пьют произведенное человеком вино, если имеют к нему доступ. Это поведение объясняется теорией «пьяной обезьяны». Но крепость забродивших фруктов не превышает 1-4%. Люди же любят напитки со значительно большим содержанием спирта.
Одной из причин такой привязанности является важная роль алкоголя в социальной жизни. Во многих культурах без спиртного не обходятся значимые мероприятия. Свою роль играет и биология. В организме человека присутствует несколько ферментов, отвечающих за переработку этанола. Один из них, альдегиддегидрогеназа, отвечает за получение удовольствия от продукта. Именно на него действует средство «Антабус».
Количество и виды альдегиддегидогеназы зависят от факторов, вроде расы и генетики. Из-за этого человек может плохо переносить алкоголь, не имея проблем со здоровьем. Такое явление часто наблюдается в Китае.
Важно знать меру
Человек перестал нуждаться в забродившей пищи для выживания. Но ферменты, отвечающие за расщепление и удовлетворение от алкоголя, вряд ли пропадут из организма в ближайшие тысячелетия. Ученые давно спорят о пользе спиртосодержащих напитков.
Многие придерживаются мнения, что умеренное потребление не опасно для здоровья. Хотя эту гипотезу часто ставят под сомнение. Веру в пользу алкоголя пошатнуло исследование, проведенное в Китае на группе людей, плохо переносящих спиртное. Но, в целом, хмельные напитки пока не призывают подвергнуть остракизму. Специалисты только призывают употреблять их в небольших количествах, и отдавать предпочтение натуральным, не слишком крепким продуктам, вроде сухого красного вина. Оно содержит антиоксиданты, помогающие, в частности, снизить риск сердечных заболеваний.
Веселья ради
В Китае одна из древнейших в мире культур потребления алкогольных напитков
Известные во всем мире особой кухней и чаем китайцы преуспели и в виноделии. История винокурения в Поднебесной насчитывает не одно тысячелетие. Иероглиф (вино) встречается уже в надписях на гадальных костях эпохи Инь (II тысячелетие до н.э.). Судя по археологическим раскопкам, древние китайцы совершали обильные ритуальные возлияния, и вино вообще было у них в большой чести.
А бронзовые кубки для вина — треножники «дин» — непременный атрибут древних захоронений. Они сопровождали своих владельцев и в загробной жизни. Традиционными центрами китайского виноделия издревле считаются регионы нынешних провинций Шаньси, Шаньдун, Ганьсу, Нинся и Синьцзяна.
В Китае принято алкогольные напитки условно делить на пять категорий. Первая это «шаосинцзю» — шаосинское
(по месту производства) рисовое вино крепостью 18-20 . Вторая категория — «маотайцзю» (из местечка Маотай). Это дорогие рисовые водки крепостью до 58 . Третья — «эрготоу». Народные крепкие (до 60 ) напитки из гаоляна, чумизы, кукурузы. Четвертая категория алкогольных напитков — «путаоцзю», то есть виноградное вино. Наконец, пятая — «пицзю», пиво.
С глубокой древности алкоголь сопутствовал торжественности ритуалов. Под Новый год по лунному календарю глава семьи, поминая предков, отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее перед табличкой с именами усопших, чтобы те тоже символически выпили. По традиции в китайских семьях под Новый год провожают на небо бога домашнего очага Цзао Вана с докладом верховному Нефритовому владыке о том, как семья прожила год. Чтобы задобрить домашнее божество, рот ему обмазывают сладостями, чтобы «губы склеились» и он ничего плохого не смог сказать. Есть другой способ — божество обильно угощают вином, чтобы, придя на доклад к верховному небесному владыке, Цзао Ван был в стельку пьян и «языком не ворочал».
В старом Китае крепкие спиртные напитки употребляли в минимальном количестве. Считалось, что 20-25 г спиртного не нарушают вкусовой гармонии, позволяя насладиться гаммой разнообразных кулинарных изысков. Впрочем, крепко запьянеть можно и от малых доз, если пить их немереное количество. Знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э. пили помногу, вели беседы и музицировали, сочиняли стихи, призывали к уходу от мирской суеты.
Творчество великих китайских поэтов Цзи Кана, Ли Бо, Ду Фу, Лю Лина, художников Го Си, каллиграфа Ван Сичжи и многих других ассоциировалось с их пребыванием в состоянии «цзуй» ( ) — опьянения. Они в буквальном смысле черпали свои творческие порывы и вдохновение в вине.
И даже древние китайские философы не обошли тему виновозлияний и состояния опьянения «цзуй». А вот один из наиболее ярких поэтических образцов, воспевающих пьянство:
«Мне говорили, что вино // Святые пили без конца, // Что чарка крепкого вина // Была отрадой мудреца. // Но коль святые, мудрецы // Всегда любили пить вино, // Зачем стремиться в небеса? // Мы здесь напьемся — все равно!»
Эти строки очень известны в Китае. Их написал в VIII веке выдающийся китайский поэт Ли Бо. Ему же принадлежат и эти строки о дружбе и вине: «Забыли мы // Про старые печали — // Сто чарок // Жажду утолят едва ли. // Ночь благосклонна // К дружеским беседам, // А при такой луне // И сон неведом, // Пока нам не покажутся, // Усталым, // Земля — по-стелью, // Небо — одеялом».
Как много общего между стихами китайца Ли Бо и перса Омара Хайяма. При том, что Ли Бо жил на три столетия раньше, его стихи звучат более современно и даже обыденно. Китайские биографы рисуют Ли Бо гениальным безумцем, черпавшим вдохновение в винной чарке. Сын Неба — император Поднебесной — был поклонником творчества Ли Бо и собственноручно растирал тушь для его кисти. Даос и мастер боевого искусства кунфу (изобретатель «стиля пьяницы»), интеллектуал и тончайший виртуоз стиха, Ли Бо больше всего обожал поэзию, вино и… луну. Он ей посвятил много стихов. Согласно преданию, Ли Бо утонул, катаясь в лодке по реке (в подпитии, конечно), пытаясь поймать руками отражение луны в воде.
Вино и радость встречи. Вино и грусть одиночества. Мимолетность жизни. Вино и слияние с Природой. Без этих вечных человеческих тем нельзя представить себе стихи эпохи Тан, картины эпохи Сун, классические романы, ярко описывающие нравы средневекового китайского общества. В конце XVI — начале XVII вв. образованное население Великой империи Мин — так официально именовался тогда Китай — зачитывалось новым необычным романом. Расходился он в списках и за большие деньги. Называлось произведение «Цзинь, Пин, Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»). Псевдоним автора (Насмешник из Ланьлина) настраивал на необычность повествования. Ланьлин, уезд в восточной провинции Шаньдун, славится своим вином. Главный «герой» романа — богатый бездельник, гуляка, развратник, бражник, за солидную взятку получивший должность судейского пристава, а затем добравшийся до вершин государственной власти.
Действия романа — откровенная энциклопедия жизни Китая того времени, простым народным языком в захватывающей форме повествующая о нравах и быте разных слоев общества. В 1977 году роман «Цзин, Пин, Мэй» был переведен и издан в СССР. Правда, с многочисленными цензорскими купюрами по причине непристойности ряда сцен и поведения героев. Заметим, что в Китае этот роман относится к числу настолько неприличных, что его публикация в полном объеме запрещена и по сей день.
Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось.
А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения. Начало строгому питейному этикету положила трагедия общегосударственного масштаба.
Правитель последней в истории Древнего Китая династии Шан Ди Синь (1075-1046 гг. до н. э.), злоупотребляя вином, довел свое царство до распада и гибели. Когда-то воинским мужеством, политической мудростью и целеустремленностью он покорил много соседних народов, расширив границы своего государства. Однако, одержав победы, Ди Синь стал почивать на лаврах, перестал заботиться о благополучии подданных, целыми днями наслаждался вином и изысканными яствами. Он мог, не переставая, пить в течение семи суток. В результате государственные дела оказались заброшенными, страна разваливалась на глазах. Этим воспользовались недруги Ди Синя. Они подняли мятеж, захватили власть, предъявили Ди Синю обвинения в пьянстве, разгуле и разврате. Впервые в истории Китая под знаменем борьбы с пьянством армия выступила против своего правителя.
Основатель новой династии Западная Чжоу У Ван сделал из всего этого правильные выводы и ввел «питейную этику», которая на протяжении трех тысячелетий определяла отношение к алкоголю в Китае. Она регламентировала моральные нормы поведения во время и после распития спиртных напитков. В ней одобрялось умеренное употребление алкоголя и запрещалось настойчивое угощение вином. Во время дружеских застолий нельзя было злоупотреблять алкоголем, следовало пить лишь ради веселья, избегать неприятностей и конфликтов за столом. Устанавливались и меры наказания тех, кто, напившись, говорил дерзости и грубости, бранился без меры, неприлично вел себя и наносил урон достоинству и чести окружающих. Таких лишали прибора для питья, а в серьезных случаях могли и в тюрьму отправить.
Это все исторический фон питейной культуры в Китае, а какова ситуация с потреблением алкогольных напитков в наши дни? Справедливости ради надо отметить, что в Китае на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно среди китайской молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на получении образования и избегает алкоголя. В то же время взрослые и пожилые люди зачастую выпивают во время общественных мероприятий, а также на встречах с деловыми партнерами. В Китае принято ужинать вне дома за бутылочкой алкогольного напитка, принято призывать друг друга выпить, наливать товарищу в рюмку.
В Китае многое, что касается спиртного, покажется парадоксальным. Здесь две банки пива стоят столько же, сколько бутылка водки, а фруктовый сок стоит дороже. Торговля спиртным не ограничена временными рамками, магазинчики «вино-табак» на каждом углу и работают до полуночи и дольше. Везде — на телевидении, стенах метрополитена, в печатных изданиях, билбордах на автобанах без ограничений размещают рекламу алкоголя. И при этом проблемы пьянства или алкоголизма в нашем, российском, понимании практически нет. Появляться на людях в пьяном виде здесь считается неприличным. Выпивают в компании друзей — дома или в ресторане, гуляют весело и шумно, стараясь перекричать друг друга во время застолий. Таковы нравы.
Статистика показывает, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось потребление алкогольных напитков в Китае, и зависит оно от роста доходов населения. Существенно вырос ассортимент водки и вина. Соблазн искусственно нагнетается. Реклама этому способствует. Рынок, деньги, доходы, задачи роста внутреннего потребления — выходят на первый план. Наряду с традиционным китайским алкоголем, популярность приобретают сухие красные вина, как собственного производства, так и импортные. Особенным спросом пользуется пиво, без него редко обходится даже простой семейный ужин.
В преддверии праздника Весны рестораны — от простых, народных до солидных, дорогих — забиты до предела. Перед тем как встретить Новый год в кругу семьи, а это незыблемая многовековая китайская традиция, люди празднуют в кругу друзей и коллег. Однако время шикарных банкетов, пышных затратных приемов и встреч уходит в прошлое. С приходом нового поколения китайских руководителей строго запрещено расточительство за государственный счет. Меняется отношение и к традиционной питейной этике, которая, по мнению представителей власти, переродилась и стала элементом роскошества и признаком морального разложения среди китайского чиновничества. Банкеты с дорогостоящими элитными напитками, изысканными закусками и прочие так называемые «протокольные мероприятия» взяты под общественный надзор и жесткий госконтроль. Эти новые меры руководства страны горячо поддерживают простые люди. По традиции в преддверии праздника Весны они собираются за семейным столом, чтобы налепить побольше пельменей «цзяоцзы» и поднять рюмочку за Новый год.
В Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм. Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка растворяет и концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными в Китае считаются настойки на костях тигра, змеях, женьшене, травах. Кстати, старинная русская водка «Ерофеич», настоянная на травах, своим происхождением тоже обязана китайской народной медицине. Эта водка названа в честь цирюльника Ерофеича, который в 1767 году собственноручно изготовленным напитком исцелил российского вельможу графа Орлова, за что получил право производить настойку на продажу под своим именем. Мало кто знает, что цирюльник Ерофеич был знаком с тибетской медициной. В течение ряда лет он находился в составе русской миссии в Пекине, где, вероятно, и набрался знаний о китайских лечебных травах и способах изготовления лекарственных настоек.
Традиционная китайская медицина рекомендует правильное потребление алкоголя. Древнекитайские врачи советовали во время застолья придерживаться только одного вида напитка, и ни в коем случае не смешивать разные виды алкоголя, как регулярно и настойчиво делает в кино суперагент 007 Джеймс Бонд. Никогда не следует пить вино на голодный желудок — это основное правило китайской традиции и культуры потребления алкоголя. Нельзя потреблять алкоголь перед сном. Адепты традиционной китайской медицины полагают, что пренебрежение этим принципом может иметь неприятные последствия для сердца и глаз. Не пейте, если вы в плохом настроении или не в духе, советуют они. Алкоголь может принести лишь временное облегчение. Но впоследствии негативные чувства и эмоции вновь проявят себя, причем с еще большей силой. И главное — пить надо в меру, чтобы вино шло на пользу, а не во вред.
Как говорил выдающийся древнекитайский полководец Цао Цао (кстати, был любитель выпить), «вино для людей, как вода для лодки: она либо идет ко дну, либо будет весело плыть по волнам».
Так что будьте здоровы и веселы. Ганьбэй!
Много забавных историй и выдумок связано с употреблением вина. Одна из них про знаменитый ресторан пекинской утки «Цюаньцзюйдэ». Как и сейчас, он располагался за древними воротами Цяньмэнь, что южнее императорского дворца Гугун. Когда-то к этому заветному месту вёл переулок шириной всего примерно в метр. Рассказывают, что столь узкий проход был якобы вызван заботой о подвыпивших посетителях, возвращавшихся с гуляний из ресторана. Чтобы они, шатаясь из стороны в сторону от выпитого, могли опираться сразу о две стены.
Сказано
Пытаться заглушить тревогу алкоголем — все равно, что разжигать ее с новой силой, гласит китайская народная мудрость. Источник