Разное интересное

Гипотеза «пьяной обезьяны»: как у человека развилась любовь к алкоголю

Согласно теории «пьяной обезьяны», эволюция обеспечила предкам человека способность перерабатывать алкоголь, чтобы им было проще добывать пищу. Но сейчас ферменты, развившиеся для переработки этанола, скорее вредят, чем помогают выжить, подталкивая к неумеренному потреблению спиртосодержащих напитков.

Приматам, от которых произошли люди, приходилось бороться за пищу с животными, способными без ущерба для здоровья есть незрелые плоды. Около 10 млн лет назад у них развилась способность потреблять переспевшие, начавшие бродить фрукты. Гены вида адаптировали организм к переработке алкоголя. Это, предположительно, спасло как минимум одну подгруппу приматов от вымирания.

Последствия эволюции

Интерес к спиртосодержащим продуктам сохранился у высших приматов. Специалисты отмечают, что они едят забродившие фрукты и пьют произведенное человеком вино, если имеют к нему доступ. Это поведение объясняется теорией «пьяной обезьяны». Но крепость забродивших фруктов не превышает 1-4%. Люди же любят напитки со значительно большим содержанием спирта.

Одной из причин такой привязанности является важная роль алкоголя в социальной жизни. Во многих культурах без спиртного не обходятся значимые мероприятия. Свою роль играет и биология. В организме человека присутствует несколько ферментов, отвечающих за переработку этанола. Один из них, альдегиддегидрогеназа, отвечает за получение удовольствия от продукта. Именно на него действует средство «Антабус».

Количество и виды альдегиддегидогеназы зависят от факторов, вроде расы и генетики. Из-за этого человек может плохо переносить алкоголь, не имея проблем со здоровьем. Такое явление часто наблюдается в Китае.

Важно знать меру

Человек перестал нуждаться в забродившей пищи для выживания. Но ферменты, отвечающие за расщепление и удовлетворение от алкоголя, вряд ли пропадут из организма в ближайшие тысячелетия. Ученые давно спорят о пользе спиртосодержащих напитков.

Многие придерживаются мнения, что умеренное потребление не опасно для здоровья. Хотя эту гипотезу часто ставят под сомнение. Веру в пользу алкоголя пошатнуло исследование, проведенное в Китае на группе людей, плохо переносящих спиртное. Но, в целом, хмельные напитки пока не призывают подвергнуть остракизму. Специалисты только призывают употреблять их в небольших количествах, и отдавать предпочтение натуральным, не слишком крепким продуктам, вроде сухого красного вина. Оно содержит антиоксиданты, помогающие, в частности, снизить риск сердечных заболеваний.

Веселья ради

В Китае одна из древнейших в мире культур потребления алкогольных напитков

Принято считать, что праздник без выпивки — деньги на ветер. Не будем об этом спорить хотя бы потому, что вино человечество изобрело не для того, чтобы на него просто смотреть и философствовать. Вопрос в культуре потребления веселящих напитков. В Китае — одна из древнейших в мире культур потребления алкоголя, своеобразный ритуал со своими этикетом и правилами поведения.

Известные во всем мире особой кухней и чаем китайцы преуспели и в виноделии. История винокурения в Поднебесной насчитывает не одно тысячелетие. Иероглиф (вино) встречается уже в надписях на гадальных костях эпохи Инь (II тысячелетие до н.э.). Судя по археологическим раскопкам, древние китайцы совершали обильные ритуальные возлияния, и вино вообще было у них в большой чести.

А бронзовые кубки для вина — треножники «дин» — непременный атрибут древних захоронений. Они сопровождали своих владельцев и в загробной жизни. Традиционными центрами китайского виноделия издревле считаются регионы нынешних провинций Шаньси, Шаньдун, Ганьсу, Нинся и Синьцзяна.

В Китае принято алкогольные напитки условно делить на пять категорий. Первая это «шаосинцзю» — шаосинское

(по месту производства) рисовое вино крепостью 18-20 . Вторая категория — «маотайцзю» (из местечка Маотай). Это дорогие рисовые водки крепостью до 58 . Третья — «эрготоу». Народные крепкие (до 60 ) напитки из гаоляна, чумизы, кукурузы. Четвертая категория алкогольных напитков — «путаоцзю», то есть виноградное вино. Наконец, пятая — «пицзю», пиво.

С глубокой древности алкоголь сопутствовал торжественности ритуалов. Под Новый год по лунному календарю глава семьи, поминая предков, отпивает вино из ритуальной чаши и ставит ее перед табличкой с именами усопших, чтобы те тоже символически выпили. По традиции в китайских семьях под Новый год провожают на небо бога домашнего очага Цзао Вана с докладом верховному Нефритовому владыке о том, как семья прожила год. Чтобы задобрить домашнее божество, рот ему обмазывают сладостями, чтобы «губы склеились» и он ничего плохого не смог сказать. Есть другой способ — божество обильно угощают вином, чтобы, придя на доклад к верховному небесному владыке, Цзао Ван был в стельку пьян и «языком не ворочал».

В старом Китае крепкие спиртные напитки употребляли в минимальном количестве. Считалось, что 20-25 г спиртного не нарушают вкусовой гармонии, позволяя насладиться гаммой разнообразных кулинарных изысков. Впрочем, крепко запьянеть можно и от малых доз, если пить их немереное количество. Знаменитые «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», ученые-эстеты, жившие в III веке н.э. пили помногу, вели беседы и музицировали, сочиняли стихи, призывали к уходу от мирской суеты.

Творчество великих китайских поэтов Цзи Кана, Ли Бо, Ду Фу, Лю Лина, художников Го Си, каллиграфа Ван Сичжи и многих других ассоциировалось с их пребыванием в состоянии «цзуй» ( ) — опьянения. Они в буквальном смысле черпали свои творческие порывы и вдохновение в вине.

И даже древние китайские философы не обошли тему виновозлияний и состояния опьянения «цзуй». А вот один из наиболее ярких поэтических образцов, воспевающих пьянство:

«Мне говорили, что вино // Святые пили без конца, // Что чарка крепкого вина // Была отрадой мудреца. // Но коль святые, мудрецы // Всегда любили пить вино, // Зачем стремиться в небеса? // Мы здесь напьемся — все равно!»

Эти строки очень известны в Китае. Их написал в VIII веке выдающийся китайский поэт Ли Бо. Ему же принадлежат и эти строки о дружбе и вине: «Забыли мы // Про старые печали — // Сто чарок // Жажду утолят едва ли. // Ночь благосклонна // К дружеским беседам, // А при такой луне // И сон неведом, // Пока нам не покажутся, // Усталым, // Земля — по-стелью, // Небо — одеялом».

Как много общего между стихами китайца Ли Бо и перса Омара Хайяма. При том, что Ли Бо жил на три столетия раньше, его стихи звучат более современно и даже обыденно. Китайские биографы рисуют Ли Бо гениальным безумцем, черпавшим вдохновение в винной чарке. Сын Неба — император Поднебесной — был поклонником творчества Ли Бо и собственноручно растирал тушь для его кисти. Даос и мастер боевого искусства кунфу (изобретатель «стиля пьяницы»), интеллектуал и тончайший виртуоз стиха, Ли Бо больше всего обожал поэзию, вино и… луну. Он ей посвятил много стихов. Согласно преданию, Ли Бо утонул, катаясь в лодке по реке (в подпитии, конечно), пытаясь поймать руками отражение луны в воде.

Вино и радость встречи. Вино и грусть одиночества. Мимолетность жизни. Вино и слияние с Природой. Без этих вечных человеческих тем нельзя представить себе стихи эпохи Тан, картины эпохи Сун, классические романы, ярко описывающие нравы средневекового китайского общества. В конце XVI — начале XVII вв. образованное население Великой империи Мин — так официально именовался тогда Китай — зачитывалось новым необычным романом. Расходился он в списках и за большие деньги. Называлось произведение «Цзинь, Пин, Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»). Псевдоним автора (Насмешник из Ланьлина) настраивал на необычность повествования. Ланьлин, уезд в восточной провинции Шаньдун, славится своим вином. Главный «герой» романа — богатый бездельник, гуляка, развратник, бражник, за солидную взятку получивший должность судейского пристава, а затем добравшийся до вершин государственной власти.

Действия романа — откровенная энциклопедия жизни Китая того времени, простым народным языком в захватывающей форме повествующая о нравах и быте разных слоев общества. В 1977 году роман «Цзин, Пин, Мэй» был переведен и издан в СССР. Правда, с многочисленными цензорскими купюрами по причине непристойности ряда сцен и поведения героев. Заметим, что в Китае этот роман относится к числу настолько неприличных, что его публикация в полном объеме запрещена и по сей день.

Как и у многих других народов, с вином и водкой у китайцев связано много обычаев, поверий, забавных случаев, анекдотов. Но не стоит полагать, что китайская культура поощряла пьянство. На официальном уровне оно строго осуждалось.

А на государственных приемах, торжествах и даже во время простых застолий действовали строгая субординация и правила поведения. Начало строгому питейному этикету положила трагедия общегосударственного масштаба.

Правитель последней в истории Древнего Китая династии Шан Ди Синь (1075-1046 гг. до н. э.), злоупотребляя вином, довел свое царство до распада и гибели. Когда-то воинским мужеством, политической мудростью и целеустремленностью он покорил много соседних народов, расширив границы своего государства. Однако, одержав победы, Ди Синь стал почивать на лаврах, перестал заботиться о благополучии подданных, целыми днями наслаждался вином и изысканными яствами. Он мог, не переставая, пить в течение семи суток. В результате государственные дела оказались заброшенными, страна разваливалась на глазах. Этим воспользовались недруги Ди Синя. Они подняли мятеж, захватили власть, предъявили Ди Синю обвинения в пьянстве, разгуле и разврате. Впервые в истории Китая под знаменем борьбы с пьянством армия выступила против своего правителя.

Основатель новой династии Западная Чжоу У Ван сделал из всего этого правильные выводы и ввел «питейную этику», которая на протяжении трех тысячелетий определяла отношение к алкоголю в Китае. Она регламентировала моральные нормы поведения во время и после распития спиртных напитков. В ней одобрялось умеренное употребление алкоголя и запрещалось настойчивое угощение вином. Во время дружеских застолий нельзя было злоупотреблять алкоголем, следовало пить лишь ради веселья, избегать неприятностей и конфликтов за столом. Устанавливались и меры наказания тех, кто, напившись, говорил дерзости и грубости, бранился без меры, неприлично вел себя и наносил урон достоинству и чести окружающих. Таких лишали прибора для питья, а в серьезных случаях могли и в тюрьму отправить.

Это все исторический фон питейной культуры в Китае, а какова ситуация с потреблением алкогольных напитков в наши дни? Справедливости ради надо отметить, что в Китае на улице крайне редко увидишь пьяного, особенно среди китайской молодежи, которая в большинстве своем сосредоточена на получении образования и избегает алкоголя. В то же время взрослые и пожилые люди зачастую выпивают во время общественных мероприятий, а также на встречах с деловыми партнерами. В Китае принято ужинать вне дома за бутылочкой алкогольного напитка, принято призывать друг друга выпить, наливать товарищу в рюмку.

В Китае многое, что касается спиртного, покажется парадоксальным. Здесь две банки пива стоят столько же, сколько бутылка водки, а фруктовый сок стоит дороже. Торговля спиртным не ограничена временными рамками, магазинчики «вино-табак» на каждом углу и работают до полуночи и дольше. Везде — на телевидении, стенах метрополитена, в печатных изданиях, билбордах на автобанах без ограничений размещают рекламу алкоголя. И при этом проблемы пьянства или алкоголизма в нашем, российском, понимании практически нет. Появляться на людях в пьяном виде здесь считается неприличным. Выпивают в компании друзей — дома или в ресторане, гуляют весело и шумно, стараясь перекричать друг друга во время застолий. Таковы нравы.

Статистика показывает, что за последние 10-15 лет значительно увеличилось потребление алкогольных напитков в Китае, и зависит оно от роста доходов населения. Существенно вырос ассортимент водки и вина. Соблазн искусственно нагнетается. Реклама этому способствует. Рынок, деньги, доходы, задачи роста внутреннего потребления — выходят на первый план. Наряду с традиционным китайским алкоголем, популярность приобретают сухие красные вина, как собственного производства, так и импортные. Особенным спросом пользуется пиво, без него редко обходится даже простой семейный ужин.

В преддверии праздника Весны рестораны — от простых, народных до солидных, дорогих — забиты до предела. Перед тем как встретить Новый год в кругу семьи, а это незыблемая многовековая китайская традиция, люди празднуют в кругу друзей и коллег. Однако время шикарных банкетов, пышных затратных приемов и встреч уходит в прошлое. С приходом нового поколения китайских руководителей строго запрещено расточительство за государственный счет. Меняется отношение и к традиционной питейной этике, которая, по мнению представителей власти, переродилась и стала элементом роскошества и признаком морального разложения среди китайского чиновничества. Банкеты с дорогостоящими элитными напитками, изысканными закусками и прочие так называемые «протокольные мероприятия» взяты под общественный надзор и жесткий госконтроль. Эти новые меры руководства страны горячо поддерживают простые люди. По традиции в преддверии праздника Весны они собираются за семейным столом, чтобы налепить побольше пельменей «цзяоцзы» и поднять рюмочку за Новый год.

В Китае давно заметили, что небольшое количество спиртного благотворно влияет на человеческий организм. Китайская народная медицина тысячелетиями экспериментировала с различными составами лечебных настоек. Считалось, что водка растворяет и концентрирует силу животных, растений и минералов и передает их человеку. Самыми целебными в Китае считаются настойки на костях тигра, змеях, женьшене, травах. Кстати, старинная русская водка «Ерофеич», настоянная на травах, своим происхождением тоже обязана китайской народной медицине. Эта водка названа в честь цирюльника Ерофеича, который в 1767 году собственноручно изготовленным напитком исцелил российского вельможу графа Орлова, за что получил право производить настойку на продажу под своим именем. Мало кто знает, что цирюльник Ерофеич был знаком с тибетской медициной. В течение ряда лет он находился в составе русской миссии в Пекине, где, вероятно, и набрался знаний о китайских лечебных травах и способах изготовления лекарственных настоек.

Традиционная китайская медицина рекомендует правильное потребление алкоголя. Древнекитайские врачи советовали во время застолья придерживаться только одного вида напитка, и ни в коем случае не смешивать разные виды алкоголя, как регулярно и настойчиво делает в кино суперагент 007 Джеймс Бонд. Никогда не следует пить вино на голодный желудок — это основное правило китайской традиции и культуры потребления алкоголя. Нельзя потреблять алкоголь перед сном. Адепты традиционной китайской медицины полагают, что пренебрежение этим принципом может иметь неприятные последствия для сердца и глаз. Не пейте, если вы в плохом настроении или не в духе, советуют они. Алкоголь может принести лишь временное облегчение. Но впоследствии негативные чувства и эмоции вновь проявят себя, причем с еще большей силой. И главное — пить надо в меру, чтобы вино шло на пользу, а не во вред.

Как говорил выдающийся древнекитайский полководец Цао Цао (кстати, был любитель выпить), «вино для людей, как вода для лодки: она либо идет ко дну, либо будет весело плыть по волнам».

Так что будьте здоровы и веселы. Ганьбэй!

Между тем

Много забавных историй и выдумок связано с употреблением вина. Одна из них про знаменитый ресторан пекинской утки «Цюаньцзюйдэ». Как и сейчас, он располагался за древними воротами Цяньмэнь, что южнее императорского дворца Гугун. Когда-то к этому заветному месту вёл переулок шириной всего примерно в метр. Рассказывают, что столь узкий проход был якобы вызван заботой о подвыпивших посетителях, возвращавшихся с гуляний из ресторана. Чтобы они, шатаясь из стороны в сторону от выпитого, могли опираться сразу о две стены.

Сказано

Пытаться заглушить тревогу алкоголем — все равно, что разжигать ее с новой силой, гласит китайская народная мудрость. Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.