Даже я, очень оптимистичный человек, понимаю, что с российскими космическими программами все плоховато и могло быть намного лучше. Однако, когда все радовались первому пилотируемому полету американских астронавтов за 10 лет, почему то были убеждены, что за это время «Роскосмос» ничего не сделал. Мы даже обсуждали это в посте Почему стыковка Crew Dragon — это прорыв для всего человечества?
Оценивать то, что было сделано можно по разному. Кто-то считает, что при текущем финансировании это нормально, а многие справедливо считают, что можно было и более рационально тратить эти немногие по сравнению с американскими программами деньги. Давайте все же посмотрим, что было сделано…
Что же сделала РКК «Энергия», как часть Роскосмоса, за эти 20 лет:
1. Смотрим таблицы.
2. Основная деятельность – модернизация и увеличение экономической эффективности, удобства эксплуатации и полезной нагрузки ПКК «Союз» и родственному ему ТКК «Прогресс».
3. Главные достижения – увеличение объемов и массы доставляемых грузов на орбиту, к станции МКС.
4. ПКК и ТКК «Энергии» на сегодня выполняют следующие задачи:
а) Доставка и возврат экипажей МКС.
б) Доставка грузов (топлива, провизии, воды, воздуха, инструментов и т.п.) на МКС и возврат грузов с неё на Землю.
в) Использование ПКК и ТКК в качестве дополнительных помещений станции.
г) Использование ПКК «Союз» в качестве спасательного корабля.
д) Использование ТКК и ПКК для подъема и коррекции орбиты МКС. До сих пор это получалось только у российских кораблей, а также у кораблей ЕКА и КАЯ – США после отказа от Space Shuttle потеряли эту возможность.
е) Использование энергосистем ПКК и ТКК для нужд экипажа.
ж) и многое другое.
5. Поколение за поколением, российские КК становятся всё надёжнее и эффективнее – за 20 лет ПН, доставляемая ими увеличилась до 20%, а топлива – почти вдвое. Созданы новые системы доставки готовых модулей к МКС на базе ТКК «Прогресс». Создан и испытан первый беспилотный возвращаемый транспортный корабль на базе «Союза».
Главной претензией к Роскосмосу со стороны адептов Илона Маска является затягивание сроков разработки нового пилотируемого транспортного космического корабля «Федерация».
Проект ПТКК «Федерация» – это сложный, масштабный проект нового корабля. Мы можем сравнить его по стоимости и сложности не с «Драконом» Илона Маска. Всё же, «Crew Dragon» – это машина меньших масштабов, с меньшим экипажем и куда меньшими возможностями (смотри таблицу выше). Его нужно сравнивать с другим американским проектом – «Орионом». Хотя возможности «Федерации» несколько превышают возможности «Ориона».
Проект «Орион» начала разрабатываться раньше «Федерации» – в далеком 2006-м году. Первый его и единственный пока испытательный полёт произошёл в 2014-м году, с тех пор уже 6 лет изготавливается второй его экземпляр с большим количеством доработок и изменений.
Ну, а стоимость разработки и первого пилотируемого корабля проекта «Орион» в сумме обещает превысить аналогичный показатель для «Федерации» в 7(!) раз.
Ну и очередной раз напомню. Когда США летали шаттлами в космос мне тоже это казалось это «намного круче, понтовее, современнее, чем у России». Мол вон как они умеют, а мы нет. Но мы знаем чем все это закончилось. Поэтому для оценки любой технологии, а тем более космической, нужно время.