В советское время создание многосерийных фильмов было не очень популярным. То, что называется сериалами, снималось редко, популярные советские сериалы можно пересчитать по пальцам: «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут знатоки» и некоторые другие. Закрытость советского общества компенсировалась заграничными сериалами, которые смотрели не только сентиментальные домохозяйки, а большинство советских людей всех возрастов.
Сериалы обладали необыкновенной притягательностью. Создатели многосерийных лент и прокатчики были хорошо подготовлены психологически, так как во всех проектах соблюдались определенные закономерности:
- главные роли исполняли, как правило, очень красивые актеры;
- оформление фильмов отличалось яркостью и великолепием интерьеров и пейзажей;
- истории прерывались на интересном месте, что заставляло ожидать следующую серию;
- сериалы показывали в самое удобное для зрителей время;
- сюжеты были настолько непохожи на советскую жизнь, что невольно привлекали зрителей.
Самыми популярными стали «Рабыня Изаура», «Дикая Роза», «Отчаянные домохозяйки», «Спрут», «Санта-Барбара», «Эллен и ребята», «Тропиканка», «Шоколад с перцем» и многие другие.
Появилось особое название этих фильмов – «мыльная опера». Сколько бы ни шутили на эту тему, однако в советское время эти сериалы смотрели все – и женщины, и мужчины, и дети. Улицы пустели, на телефонные звонки никто не реагировал, все смотрели и переживали.
Темой застольных бесед часто были персонажи этих фильмов. Подростки перенимали манеры американских и бразильских школьников, одежду, прически. Молодые девушки и женщины учились манерам у американок. Многие фразы и слова из этих сериалов вошли в советский быт:
- работая на даче, женщины называли себя «рабыней Изаурой»;
- бойких девочек-подростков часто называли «Дикая Роза»;
- семейные истории получили клеймо «Санта-Барбара»;
- известного сыщика или оперуполномоченного вполне могли в шутку назвать «комиссаром Каттани».
Польза от просмотра заграничных сериалов была вполне определенная – серая жизнь заполнялась чужими страстями и яркими красками далекой недоступной заграницы.