Не успел начаться теплый сезон и завершиться режим самоизоляции, как Москва столкнулась с уже знакомой за последние годы проблемой: на тротуары не только вышли пешеходы, но и выехали обладатели мелкого колесного транспорта. И речь не только и не столько о велосипедах — их вроде бы уже приучили к порядку — сколько о самокатчиках, особенно о наездниках скоростных электросамокатов.
Видели людей, которые на самокате не отталкиваются ногами, но при этом весело поднимаются в горку? Вот, это они и есть. И некоторые из них ведут себя на тротуаре так, что скоро — не исключено — обладателей такой техники горожане просто возненавидят.
В последний день мая в Измайловском парке мужчина на электросамокате сбил молодую женщину. Соцсети полыхнули фотографиями: рослый самокатчик, этакий Дарт Вейдер в полной мотоциклетной защите и шлеме, смотрит на лежащую на асфальте девушку, вокруг с нахмуренными лицами стоят прохожие. Рядом припаркован мощный аппарат, который — если бы имел седло — уже назывался бы скутером и подлежал бы регистрации.
Но седла электросамокаты не имеют — именно для того, чтобы не подлежать никакому госрегулированию. А вот ездят очень даже быстро — и парковые дорожки как раз являются самым рискованным местом для самокатчика. С одной стороны, по ним можно ехать на полной скорости — ведь тут ровный асфальт, вокруг нет автомобилей, природа, благодать. С другой же стороны, большинство пешеходов-посетителей парков как раз и приходят на природу, чтобы расслабиться и неспешно гулять (в том числе с детьми и собаками), не ожидая «атаки» с проезжей части. И тут сзади (или спереди) «прилетает» очередной ездок, не рассчитавший или зазевавшийся… А кинетическая энергия не шутки, взрослый мужчина с электросамокатом весит больше 100 кг и на скорости в 60 км/ч превращается в снаряд точно так же, как водитель скутера.
Рефлекс — запретить
Противоречие налицо — и его не первый год пытаются решить на законодательном уровне. Так, в Мосгордуме неоднократно проводились круглые столы по вопросу о возможном ограничении движения моторных самокатов и тому подобных средств. «В Москве уже происходили случаи, когда водители электросамокатов сбивали пешеходов, — отмечал на одном из таких круглых столов в 2019 году глава Союза пешеходов России Владимир Соколов. — Люди при таких столкновениях получали серьезные травмы. Однако никакой ответственности водители гироскутеров, электросамокатов и сегвеев сейчас не несут, поскольку они приравниваются к пешеходам. В России уже зафиксированы четыре летальных исхода от таких столкновений»
Одновременно в городе действует интегрированная с городским транспортом система проката электросамокатов. А регулирующие органы — в первую очередь, ГИБДД — не слишком горят желанием брать под свою опеку еще и этот многочисленный класс транспортных средств. «В настоящее время учет ДТП с отдельными видами электротранспорта не предусмотрен и не осуществляется, — говорил в ходе обсуждения ВРИО начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве Алексей Диокин. — Действительно, рост числа подобных средств передвижения вызывает определенную озабоченность». Добавим, что электросамокатов и тому подобных средств в городе уже достаточно много, и введение регистрации на них окажется крайне непопулярной и одновременно трудноосуществимой мерой.
Сила в дружбе
— Мы столкнулись с новой историей, — размышляет руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. — Электросамокат может развивать скорость до 80 км/ч и потому не может быть приравнен к обычному самокату и тем более пешеходу, как в существующих ПДД. Законодатели работают над внесением в новую редакцию Правил понятия «средств индивидуальной мобильности», но закон всегда отстает от действительности.
С проблемой совмещения на тротуарах потока пешеходов с людьми на колесных средствах столкнулись все страны мира, отмечает Шумский. Дело, прежде всего, в том, что ни обычные, ни электрические самокаты пока нигде в мире не регистрируются, к ним не применяются средства фотофиксации, у них нет техосмотра и для управления ими не нужны водительские права. Поэтому административных инструментов для работы с этим классом участников дорожного движения просто нет. Запретить им передвигаться по тротуарам и выгнать на проезжую часть — тоже немыслимо, потому что это слишком опасно, а велодорожки явление пока не повсеместное.
— По тротуарам самокатчики ездят от безысходности, — говорит эксперт. — Пока что легкого ответа, как облегчить ситуацию, не просматривается. Так что мы должны начать с того, чтобы прописать жесткое правило: люди должны вести себя на тротуаре максимально бережно и аккуратно друг к другу. И речь не только о самокатчиках: парадоксально, но огромное количество погибших в ДТП пешеходов — 10 — 15% — находились в состоянии алкогольного опьянения. Так что требование быть трезвыми, аккуратными и внимательными, не совершать резких движений — может относиться ко всем. И в том числе, разумеется, к водителям самокатов.
Запретить движение на «средствах индивидуальной мобильности» — это и самокаты, и гироскутеры, и моноколеса, и многие другие средства, ассортимент которых увеличивается с каждым годом — по тротуарам в теории можно, но администрировать такую норму было бы некому, отмечает Александр Шумский. Ни у ГИБДД, ни у патрульно-постовой службы полиции нет ни средств, ни личного состава для того, чтобы следить за самокатчиками, уверен эксперт.
— Парадокс состоит в том, что город одновременно и хочет бороться с самокатчиками, и продвигает самокат как средство передвижения, — отмечает Алексей Ходорыч, главный редактор детских программ издательства «Открытые системы» и самокатчик с 20-летним стажем. — И действительно, самокат как средство транспорта «последней мили» вне конкуренции: он компактен и потому легко помещается и в лифте, и в общественном транспорте. Воевать с самокатами бессмысленно — можно разве что директивно запретить их, если у нас диктатура. Но даже в диктатурах редко что запрещают «просто так», обычно запрет как-то обосновывать.
Что касается организации движения на тротуарах, то технологически здесь ничего особенного не придумаешь — решения лежат в области коллективной психологии, уверен Алексей Ходорыч. И примеры мирного сосуществования на тротуарах пешеходов и самокатчиков есть — например, в ряде азиатских стран, где все виды мобильности, от пешеходов до автомобилей, существуют приблизительно на равных и особенно никому не мешают.