Нищета захлёстывает Россию. При этом миллиарды долларов выводятся из страны олигархами, которых, как заверяют нас, якобы в стране нет. Вполне возможно, что они действительно уже не российские, а, например, британские подданные, которые скупают элитную недвижимость в Лондоне.
Вместо того, чтобы обуздать аппетиты тех, кто превратил Россию в “вахтовый посёлок”, нам рассказывают, что олигархов в стране нет. Кто же тогда скупает жильё в элитных районах британской столицы?
Так, по данным издания Focus, очень богатые выходцы из России “вкачивают” в Лондон большие деньги и скупают там дорогую недвижимость. Времена, когда они приезжали с чемоданом денег и за наличку покупали дома и квартиры, уже прошли, отмечает Focus. Теперь для этих целей они пользуются офшорными компаниями и заграничными банками. Отток капитала из России огромен. Даже по данным российского Центробанка, наша страна каждый месяц теряет миллиарды долларов.
В десятку самых состоятельных британцев, по версии The Sunday Times, входят трое представителей России – Алишер Усманов, Роман Абрамович и Михаил Фридман. Все трое владеют весьма крупными бизнесами на родине. Так, состояние Усманова издание оценило в $14,72 млрд. Бизнесмен только на сделке по продаже 30% футбольного клуба “Арсенал” заработал почти $390 млн. Состояние Абрамовича, который улучшил свою позицию в британском рейтинге с 13-й до 9-й, оценивается в $14,58 млрд. Среди активов Абрамовича издание перечисляет вторую по величине яхту в мире, лайнер Boeing 767 и обширную коллекцию предметов искусства. 10-е место занял Михаил Фридман, его состояние The Sunday Times оценила в $14,17 млрд. В 2016-м он купил особняк за £65 млн на севере Лондона – здание было спроектировано так, чтобы подражать Версальскому дворцу, отмечает издание.
У нас же делают вид, что всё нормально. Миллиарды долларов уходят из России, но, судя по всему, это власть не особо заботит. Ещё в 2019-м глава российского ЦБ госпожа Набиуллина заявляла, что “очень аккуратно подходит к реформированию системы валютного контроля”.
Так, на очередном пленарном заседании в мае прошлого года депутат Госдумы Николай Осадчий задал ей вопрос:
“Вопрос касается такой темы, как валютный контроль. Его либерализация означает отмену обязательной репатриации выручки, снимает ограничения на получение физлицами средств нерезидентов на свои зарубежные счета, отменяется налоговая отчётность физлиц по использованию фиксированной суммы на зарубежных счетах. Плюс отмена уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте и т. д. В результате, по имеющимся данным, отток частного капитала из России в прошлом году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и достиг $67,5 млрд. А в первом квартале текущего года чистый отток капитала составил более $25 млрд. Вопрос: почему ЦБ согласился с предложением Минфина о либерализации валютного контроля, ведь она, по сути, ведёт к повальному бегству капитала из страны?”
На это глава Банка России ответила:
“Мы очень аккуратно подходим к реформированию системы валютного контроля. Потому что много усилий приложили для того, чтобы финансовая система не была проводником незаконного вывода средств за рубеж. Вы назвали цифры оттока капитала – действительно, они у нас часто называются “оттоком”, но это не сумма незаконного оттока капитала. Незаконный отток по сомнительным основаниям у нас сейчас минимальный. В этом оттоке капитала в цифрах “сидит” и покупка людьми иностранной валюты, например, открытие валютных счетов, соответственно, банки держат валютные счета в корсчетах. Это всё учитывается в сальдо финансового счёта. Наша задача – с помощью инструмента валютного контроля бороться с незаконными операциями по выводу денег за рубеж. Мы здесь согласились с Минфином постепенно, плавно изменять эту систему. Потому что много добросовестных экспортёров жалуется на обременительность этой системы. Это может препятствовать наращиванию наших экспортных возможностей. Наша задача – снять нагрузку с добросовестных экспортёров”.
Что же по факту мы получили после этих заверений госпожи Набиуллиной? Полную либерализацию валютного законодательства!
С разумной точки зрения, с точки зрения интересов нашей страны и её народа, невозможно найти здравого обоснования валютной либерализации. Ведь явно, что главными бенефициарами подобной политики будут олигархи, которые выводят деньги из страны.
Кстати, по мнению академика Сергея Глазьева и предпринимателя, учредителя телеканала “Царьград” Константина Малофеева, которое они отобразили в своей “Стратегии опережающего развития России – 2020. Кризис как возможность”, нынешнее глубокое падение производства, инвестиций, внешней торговли является результатом структурного кризиса мировой экономики, в котором пандемия COVID-19 играет роль дымовой завесы. МВФ и Всемирный банк навязали абсолютному большинству правительств и центральных банков мира, включая Россию, неоколониальную денежную политику, которая камуфлируется термином “таргетирование инфляции”.
Деградация экономики России и других постсоветских государств стала следствием выполнения рекомендаций экономических “убийц” из МВФ. Ущерб России от проведения этой политики начиная с 2014 года оценивается в 27 триллионов рублей недопроизведённого ВВП и в 15 триллионов рублей несделанных инвестиций, её следствием является снижение реальных доходов населения на протяжении шести лет подряд,
– говорится в “Стратегии”.
Страну осознанно превратили “в экономическую пустыню”, где как минимум 20-25 миллионов граждан потребляют продукты питания ниже рекомендованных Минздравом норм. Каждый шестой, как пишут “Ведомости”, не может позволить себе мясо. Это социально незащищённые слои населения, и, к сожалению, их доля будет только расти. Помочь людям могла бы адресная продовольственная помощь, прямые денежные выплаты вплоть до разовой раздачи денег, индексация пенсий, зарплат и т. д. Эффект от таких мер очевиден: рост спроса провоцирует рост предложения.
Оставшись без заработка и помощи государства, люди в России были вынуждены снова “затянуть пояса”, так и не оправившись от продолжавшегося пять лет подряд падения уровня жизни. Любой экономист скажет, что обрушение во втором квартале реально располагаемых доходов на 21,8% означает катастрофу для миллионов российских семей. Это хуже пиковых значений кризиса 2008-2009 годов.
Однако в нашей стране чиновники делают ставку на помощь госмонополиям, но не гражданам. Эти деятели не замечают опыта других стран. Например, мэрия Пекина безвозмездно выделила $1,7 млрд жителям китайской столицы на покупку товаров и услуг. Но у нас, как известно, свой путь.
Российские олигархи (которых у нас, как известно, нет – открытие господина Д. Пескова) теперь ещё больше станут помогать казне Туманного Альбиона. Британское правительство может пополнить пострадавший от пандемии бюджет за счёт увеличения налогов для состоятельных жителей страны.
У нас же не вводят прогрессивный НДФЛ, не применяют налог на вывод капитала из России, дескать, это приведёт к бегству денег из страны. Ау, господа чиновники, они уже давно сбежали и возглавляют верхние строки тамошних толстосумов! Хотя их вольготной жизни, по всей видимости, приходит конец. Не в России, а в той же Великобритании. В планах их Минфина – повысить налог на сбережения, налог на прирост капитала или налог на имущество. Лондон решил взять за “пятую точку” российских толстосумов и пополнить бюджет страны, Москва же, добрая и щедрая душа, делает вид, что у нас вообще нет олигархов.