С 1945 года, когда Соединенные Штаты сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония вступила в эпоху полного подчинения Вашингтону. Страна лишилась армии и фактически отреклась от своего реального суверенитета. Токио попал под «зонтик» американской военной защиты. На протяжении долгого времени, оборона и вопросы безопасности не относились к числу приоритетов для японского правительства, которое полагалось на сотрудничество с Соединенными Штатами, считая его оптимальным способом решения всех международных проблем и региональных разногласий. Аналогичным образом, в последние несколько десятилетий после распада СССР США достигли глобальной гегемонии и превратились в общепланетарного жандарма. Этот статус позволял американскому правительству иметь полную свободу действий в военных вопросах, в том числе на территории многочисленных стран-союзниц на всех континентах.
В рамках этого всеобъемлющего сотрудничества между Японией и Соединенными Штатами, в последнее время начал осуществляться новый оборонный проект, суть которого состоит в закупке американских ракетных систем наземного базирования Aegis Ashore и их развертывании на японских платформах. Целью этого проекта было усиление обороноспособности Японии и укреплении ее общих позиций в противостоянии с Китаем и Северной Кореей. Он проект был одобрен правительством страны в декабре 2017 года, а к 2023 году, согласно прогнозам, системы будут введены в строй и поступят в распоряжение японских вооруженных сил. Однако, реализация проекта была связана с немалыми сложностями.
Размещение ракет потребовало осуществления сложных инженерных работ. Согласно проекту, система ракетных комплексов Aegis Ashore должна была охватывать всю японскую территорию, обеспечивая сухопутную защиту страны, наряду с ракетами морского базирования RIM-161 Standard Missile, установленными на нескольких японских эсминцах для обеспечения безопасности на море. С запуском этого проекта численность американского военного контингента в Японии должна была значительно возрасти, что не могло не вызвать обеспокоенности в Москве, которая, зная о неизменной враждебности политики Вашингтона, стала видеть в Японии потенциальный источник угрозы региональной безопасности. Кроме того, издержки, связанные с проектом, оцениваются более чем в 2 миллиарда долларов.
Таким образом, вместо повышения уровня безопасности Япония получила огромные затраты, рост американского военного присутствия на своей территории и обострение региональной напряженности. Все эти факторы в совокупности обусловили решение японского правительства о прекращении сотрудничества по проекту. Согласно заявлению министра обороны Японии Таро Коно, из-за непомерных издержек и большой продолжительности осуществление этого проекта является нерациональным. Коно отметил: «Исходя из экономических соображений и сроков реализации, принято решение об остановке процесса внедрения системы ПРО Aegis Ashore. В то же время, Япония будет продолжать противостоять ракетным угрозам с помощью комплексов противоракетной обороны Aegis морского базирования».
Аналогичным образом, министр иностранных дел Японии Тошимицу Мотеги, подчеркивая стратегический и рациональный характер принятого решения, заявил, что оно не подразумевает осуществления каких-либо других проектов в сфере военного сотрудничества с Соединенными Штатами. Впрочем, свою мысль он сформулировал следующим образом: «Мое мнение состоит в том, что это решение не повлияет на различные формы сотрудничества с США. Это означает, что мы будем поддерживать тесную кооперацию и продолжим укреплять потенциал средств военного сдерживания».
Вполне очевидно, что члены японского правительства пытаются преуменьшить значение своего решения об отмене проекта, утверждая, что оно мотивировано исключительно «рациональными соображениями» времени и денег. Однако, на самом деле, это, разумеется, не так. Истинная причина состоит в том, что в Японии осознали отсутствие в нынешних условиях какой-либо стратегической целесообразности в дальнейшем наращивании численности военнослужащих США на своей территории и усилении зависимости от военной мощи Вашингтона, в надежде на «защиту» от региональных соперников. Напротив, увеличение американского военного присутствия будет способствовать лишь усилению регионального противостояния и, следовательно, уровень безопасности страны будет уменьшаться, а не увеличиваться.
С другой стороны, примечательно, что в последние годы во всех частях света наблюдается снижение американской военной мощи. Япония не только больше не готова слепо верить в американскую защиту, но она решилась в одностороннем порядке остановить программу военного сотрудничества и самостоятельно выбрать направление своих оборонных проектов. Еще пару десятилетий назад, когда Вашингтон навязывал Токио гораздо более недвусмысленное подчинение, подобное было бы просто немыслимо.
Другими словами, речь идет о том, что американское глобальное доминирование постепенно разрушается, и ближайшие союзники отдаляются от Вашингтона. В настоящее время мы видим, как Европа с каждым днем становится все более критичной в отношении НАТО, Германия выбирает альтернативные оборонные стратегии вместо полной согласованности с Вашингтоном. Имеются и другие многочисленные признаки того, что в настоящее время влияние Америки на глобальный миропорядок снижается. Отмена проекта Aegis Ashore является лишь очередной иллюстрацией того, что прошло время, когда Соединенные Штаты в одностороннем порядке могли решать, где размещать свои ракеты.