Время проведения саммита Россия-Индия-Китай не может быть более подходящим после вооруженной стычки в спорном районе Гималаев, в результате которой погибли десятки индийских и китайских военных.
Запланированный на 22 июня саммит группы РИК (Россия-Индия-Китай) был инициирован Москвой несколько недель назад. Он должен был проходить в режиме телеконференции с участием министров иностранных дел – еще до вспышки опасной напряженности между Нью-Дели и Пекином.
По меньшей мере, 20 индийских солдат были убиты в начале прошлой недели в рукопашной схватке с китайскими военными. Это был самый смертоносный инцидент за более чем полвека с тех пор, так как две азиатские державы вели короткую войну в 1962 году из-за аналогичного пограничного спора. В китайских СМИ также появилась информация о десятках жертв, но Пекин официально ее не подтвердил.
Нью-Дели и Пекин сразу же выразили готовность на самом высоком уровне обсудить меры для деэскалации напряженности. Существует взаимное понимание того, что дальнейшие столкновения между государствами, обладающими ядерным оружием, могут выйти из-под контроля и привести к катастрофе.
Тем не менее, эту вражду будет нелегко сдержать. Обе стороны обвинили друг друга в агрессии после кровавого инцидента в ночь с понедельника на вторник. В обеих странах отмечаются вспышки народного гнева. К примеру, индийские протестующие стали сжигать изображения президента Китая Си Цзиньпина.
По сообщениям, в ожесточенных стычках с использованием камней, дубинок и ножей участвовали сотни солдат с обеих сторон после того, как произошла массовая драка военнослужащих противоборствующих сторон в высокогорной долине Галван.
Индийские и китайские войска патрулируют спорную линию фактического контроля протяженностью 3 тысяч 500 километров, разделяющую две страны, предъявляющие друг другу территориальные претензии. Согласно двусторонним соглашениям, противоборствующие подразделения не должны быть вооружены, чтобы уменьшить риск вооруженного конфликта.
В последние годы противостояние усилилось, и обе стороны стали обвинять друг друга в посягательстве. После пограничной стычки в мае индийские и китайские военачальники договорились о заключении соглашения о деэскалации в начале этого месяца. Теперь обе стороны обвиняют друг друга в недобросовестности.
Саммит РИК может открыть Нью-Дели и Пекину путь к выходу из эскалации. Одним из важнейших факторов является уважительное отношение России к обеим державам. Президент России Владимир Путин имеет теплые отношения с Нарендрой Моди и Си Цзиньпином. Москве можно смело доверить роль честного посредника для содействия диалогу по урегулированию давнего территориального спора между Индией и Китаем, который восходит к наследию Британской империи и спортным границам, которые она оставила.
Президент США Дональд Трамп уже предложил посредничество между Индией и Китаем. Но это предложение, сделанное в мае, было тогда отвергнуто Нью-Дели. Как все считают, Вашингтон не является заслуживающим доверия посредником, учитывая его устоявшиеся отношения с Индией, нацеленные в военно-стратегическом плане против Китая. Индийский премьер Моди, возможно, считал, что покровительство Вашингтона подорвет его авторитет как сильного лидера в отношениях с Китаем.
В любом случае, любые претензии Трампа на роль посредника были подорваны, так как его администрация усилила нападки на Китай из-за пандемии Covid-19. Трамп и его помощники выступили с грозными заявлениями, обвиняя Китай в том, что тот вызвал распространение болезни по всему миру, что, в частности, нанесло огромный экономический ущерб и привело к смерти более 112 тысяч людей в США. Пекин отвергает обвинения Вашингтона как циничное прикрытие неудач администрации Трампа.
Похожая на холодную войну, напряженность между Вашингтоном и Пекином также привела к увеличению присутствия вооруженных сил США в Азиатско-Тихоокеанском регионе для противодействия тому, что администрация Трампа и Пентагон провокационно называют «агрессией Китая».
Любое участие США в нынешнем конфликте между Индией и Китаем может только усугубить и без того опасную ситуацию. Действительно, админимстрация Трампа и антикитайские ястребы в Конгрессе попытаются использовать напряженность с целью дестабилизации Пекина.
Индия должна действовать осторожно, чтобы Вашингтон не смог использовать ее в качестве своего ставленника в геополитической конфронтации с Китаем.
В недавней редакционной статье китайское полуофициальное издание Global Times обвинило Индию в том, что Вашингтон ввел ее в заблуждение, используя как «рычаг» для решения собственных стратегических целей.
Если Нью-Дели и Пекин действительно заинтересованы в том, чтобы найти путем переговоров решение своего десятилетнего территориального спора, им придется работать вместе, чтобы прийти к взаимному компромиссу в определении суверенной границы, которая в конечном итоге заменит размытую линию фактического контроля. Непоследовательность и несогласованность в этом вопросе является постоянным источником разногласий и, в конечном счете, фитилем для развязывания войны.
Россия — единственная держава, обладающая хорошей репутацией и авторитетом для роли честного посредника в урегулировании индо-китайского конфликта.
Нью-Дели должен будет решить, хочет ли он в полной мере участвовать в евразийской многополярной стратегии развития, поддерживаемой, в частности, Китаем и Россией, или все-таки позволит вмешаться Вашингтону с его эгоистичными империалистическими интересами в ущерб всему региону?