Так исторически сложилось, что с переходом на танки нового поколения англичане сильно задержались. Вообще-то у них и так не очень хорошо дела шли, например, дебютировавший в 1941 году крейсерский танк Crusader уже на старте боевой карьеры уступал немецкому аналогу — Pz.Kpfw.III.
Причем это отставание было почти по всем параметрам — и по броневой защите, и по вооружению, и по удобству работы в боевом отделении, лишь подвижность повыше, но за счет более низкой надежности.
Англичане про имевшиеся у Crusader проблемы были в курсе, поэтому еще в 1940 году появились требования на более совершенный, «тяжелый» крейсерский танк. Активизировались в 1941 году, но фактически первые опытные машины появились в начале 1942 года. Поначалу работы вела Nuffield, ее проект носил индекс A24 (позже Cavalier), но довольно быстро стало понятно, что с текущим мотором и КПП много каши не сваришь.
Поэтому еще в 1941 году на той же базе стал разрабатываться танк силами Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCW). Он получил индекс A27, позже, для различий по моторам, он стал называться A27M.
При этом был еще танк English Electric (A27L), с мотором Liberty, но с новой трансмиссией. Они, кстати, первоначально назывались всем скопом Cromwell, но в августе 1942 года было решено с таким безобразием покончить. A24 стал именоваться Cavalier I, A27L переименовали в Centaur I, а Cromwell III стал Cromwell I. Последний и стал наиболее успешным из троицы.
Запуск Cromwell в серию состоялся еще в 1942 году, но… Судя по всему, когда ругают Cavalier, там не всё так однозначно. Судя по происходящему, Cromwell тоже имел свои тараканы, иначе не объяснить тот факт, что полтора года танк никуда не выезжал. А за прошедшее время машина стала не совсем чтобы первой свежести. Конечно, Cromwell IV, типовая версия данного танка на 1944 год, стала более совершенной, в том числе и по вооружению. Но есть и свои нюансы.
Необходимо вспоминать, что ТЗ на машину датированы фактически январем 1941 года, а война-то продолжается, и потому к лету 1944 года у танка были более серьёзные визави. Посему фактически преимуществом машины стала высокая подвижность, но с остальным имелась если не совсем чтобы беда, то явно недочеты.
Одним из таких недочетов являлась броневая защита. По первоначальному ТЗ танк имел лобовую броню, максимально имевшую толщину 75 мм. На самом деле такую толщину имела башня, а корпус получался тоньше. В принципе, хорошая броневая защита, но до весны 1942 года. Потом немцы стали насыщать войска танками, САУ и ПТО калибра 75 мм, для которых такая броня, в общем-то, не броня. Про 1944 год и говорить нечего. Еще одним нюансом было то, что собирался танк на заклепках, и болтах/гужонах, причем вплоть до 1944 года. Так что когда про итальянцев смеются, пусть сначала посмеются над англичанами. У них вроде как с технологиями получше было, а на самом деле не совсем так.
Дополнительной проблемой было то, что эта самая броневая защита стояла вертикально, практически без единого намека на рациональные углы. Собирать такую «коробку» было проще, но танкистам-то от этого было не легче. Посему к Cromwell особых симпатий не питали. Типовым английским крейсерским танком в 1944 году был не Cromwell, а американский Sherman.
Лишь 7-я танковая дивизия имела «Кромвели» в качестве основных боевых машин. В 11-й и Гвардейской танковых дивизиях «Кромвели» составляли примерно треть от танкового парка, примерно в том же соотношении были «Кромвели» у 1-й польской танковой дивизии. Ещё одним танковым соединением, которое имело «Кромвели», была Чехословацкая танковая бригада, практически полностью укомплектованная английскими машинами. При этом английские танки не то, чтобы хуже воевали, но отношение, тем не менее, к ним было так себе.
При столь специфичном отношении не стоит удивляться, что английские танкисты пытались хоть как-то исправить положение с броневой защитой. Откровенно говоря, по этому показателю плохо было не только у Cromwell, но и у всех английских танков.
Посему искали альтернативные решения. Причем наиболее массовое нашлось довольно быстро. Это укладка траков. Подсмотрели данное решение у немцев, которые подобными импровизациями развлекались довольно часто. Так вот, англичане умудрились углубить и усугубить. Если немцы в основном траки вешали на лоб корпуса, то англичане превращали танк в новогоднюю ёлку. То есть траки висели и на корпусе, и на башне, причем еще и по бокам.
Определенный смысл в данной операции был: на средних дистанциях траки обеспечивали «отдаление» пробития где-то на пару сотен метров. Ну и чуть-чуть, да кумулятив раньше срабатывал.
О том, как траки перегружают ходовую часть, танкисты не особо задумывались. Это уже была забота ремонтников, а жить хотелось всем. Посему обвешанные траками машины попадались относительно часто, особенно ближе к концу войны. Несколько удивительно видеть такое у «воюющих по правилам» англичан, но факт остается фактом.