Многие считали ее «восьмым чудом света». Янтарная комната была изысканным, непревзойденным по уровню мастерства, шедевром декоративного искусства XVIII столетия. Автором эскизов был немецкий скульптор Андреас Шлюттер, работавший в стиле барокко, а исполнителем – датский мастер резьбы по янтарю Готфрид Вольфрам. Их детище стало великолепным зрелищем, история которого изобилует приключениями, тайнами и кровавыми легендами. История создания, исчезновения и восстановления этого роскошного и загадочного интерьера совершенно уникальна.
Хотя эту инсталляцию из резных янтарных панелей часто приписывают Российской империи – в чьи руки она попала в конечном итоге – изначально Янтарная комната была построена для Прусской королевской династии в 1701 году и размещалась во дворце Шарлоттенбург, где находилась резиденция первого короля Пруссии Фридриха I. Конфликт, вспыхнувший в Восточной Европе, привел к образованию альянса между Россией и Пруссией против Швеции. Позднее этот военный союз был закреплен символическим актом: в 1716 году Янтарная комната была подарена Петру Первому. Российский император велел установить ее в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, но в 1755 году его дочь, царица Елизавета Петровна распорядилась перенести ее в Екатерининский дворец в Царском Селе.
Именно там комната была значительно расширена, и ее общая площадь составила почти 18 квадратных метров. На тот момент в ее отделке было использовано шесть тонн янтаря и других полудрагоценных камней – по оценкам некоторых историков, в сегодняшних деньгах стоимость инсталляции составила бы около 176 миллионов долларов. На протяжении следующих двух столетий Янтарная комната была предметом восхищения как самих русских, так и всего остального мира, причем это восхищение было столь сильным, что, как и многие другие исторические шедевры, она оказалась в опасности, когда в тридцатые годы XX столетия в Центральной Европе стремительно начали расти тоталитарные настроения.
Как известно, 22 июня 1941 года Адольф Гитлер начал операцию «Барбаросса», то есть военное вторжение в Советский Союз. Зная, что национальным сокровищам, таким как Янтарная комната, угрожает захват нацистскими офицерами, советские кураторы художественных фондов пытались переместить ее подальше от линии фронта. Однако, за два с лишним века янтарь стал настолько хрупким, что при попытке демонтажа он стал разрушаться. Поскольку перевезти комнату оказалось невозможно, ее попытались скрыть от захватчиков, оклеив стены тонкими обоями.
К сожалению, нацисты все же обнаружили драгоценные янтарные панели и полностью демонтировали комнату, а затем реконструировали ее в Кенигсбергском дворце в Германии. Комната находилась там в течение двух лет, после чего в конце 1943 года руководство Рейха отдало приказ об эвакуации. По некоторым данным, работы по подготовке к перемещению были успешно проведены, но после этого Янтарную комнату уже никто не видел.
За десятилетия, прошедшие с момента таинственного исчезновения сокровища, возникло немало конспирологических теорий. Самая простая версия заключается в том, что янтарные панели были уничтожены в результате массированных бомбардировок Кенигсберга, которые привели к разрушению большей части города, то есть они так и не покинули Восточную Пруссию. Сторонники другой теории утверждают, что панели лежат где-то на дне Балтийского моря в трюме затонувшего корабля. Единственный фрагмент инсталляции – мозаичная панель, была обнаружена в 1997 году немецкими детективами, но неопровержимых доказательств ее принадлежности к Янтарной комнате так и не удалось получить. Современные охотники за сокровищами постоянно будоражат воображение публики легендами о судьбе Янтарной комнаты, но «восьмое чудо света», по всей вероятности, утрачено навсегда.
К счастью, сегодня все желающие могут увидеть реконструкцию оригинальной комнаты, выполненную по прусским эскизам и описаниям, в российском государственном художественном музее-заповеднике «Царскосельская коллекция». Реконструкция была исключительно сложным и трудоемким мероприятием, которое обошлось в 11 миллионов долларов и заняло 25 лет. Открытие восстановленной Янтарной комнаты ознаменовало в 2003 году трехсотлетний юбилей Санкт-Петербурга.