Общество

Прекрасная Россия, которую мы потеряли или бардак под хруст французской булки

Открываю дневник одного из самых знаменитых инженеров России и СССР, соавтора ГОЭЛРО — Роберта Эдуардовича Классона, и читаю там прекрасное про Россию, которую мы потеряли из-за большевиков:

В январе 1900 г. Р.Э. Классону (на фото в заголовке — второй слева, с тросточкой) предложили службу в Баку. Образовавшееся в 1899-м Общество «Электрическая Сила» пригласило его на строительство станций для электрификации нефтяных промыслов. Классон получал тогда 4,5 тыс. или 5 тыс. руб. в Москве. В Баку и дело было интересное, и ему предложили сразу 18 тыс. в год. Сумасшедшие деньги. Сенатор тогда получал всего 7 тыс. в год.

По расчетам Р. Э Классона полная электрификация местных нефтяных промыслов могла бы сократить расход топлива на собственные нужды на 700-800 тысяч тонн нефти ежегодно. Но этот простой факт наталкивался на первобытную психологию нефтяников, которую приходилось преодолевать:

“В 1903 году <…> техническая работа по сооружению электрических станций в Баку уже была закончена и шла трудная и сложная работа по электрификации промыслов, трудная не столько технически, сколько «бухгалтерски» — надо было доказывать нефтепромышленникам, что им выгоднее переходить на электричество, а не сжигать в своих допотопных кочегарках нефть. Все наши доводы наталкивались на возражение, что нефть «своя» и вода «своя», т.е. ничего не стоят, а за электричество надо платить деньги. Приходилось доказывать, что нефть и вода тоже стоят денег”.

И это — частные производители. Вроде бы кровно заинтересованные в экономии. И такая тотальная безграмотность!

О низком уровне технической культуры в Баку можно судить и по такому наблюдению А.Л. Буринова (запись в дневнике от августа 1900 г., когда Р.Э. Классон уехал на кратковременное лечение в Боржом):

«Был <…> на промыслах и в мастерских Бакинского нефтяного общества. Везде поразительное техническое невежество. Например, заклепок расходуют, по словам заведующего, до 40 пудов в день и изготовляют их вручную. Эти инженеры даже не знают, что существуют заклепочные машины <…>. Бурение для меня вопрос новый, и говорить что-либо в этой области трудно. Но с первого же взгляда поражает, что собственно бурят только 4 часа в сутки, остальные 20 идут на постоянное вынимание и развертывание длинных штанг. Почему же не применяют американского способа с канатом вместо штанги? О том, сколько в котлах испаряет воды один килограмм нефти — совершенно не знают и говорят, что таким пустяком не занимаются. А для меня несомненно, что у них коэффициент испарения не свыше 9 вместо 12, т.е. Б.Н.О. теряет в котлах более 200 000 руб. в год (в сутки они жгут более 1 000 пудов нефти) и даже не знает этого».

Даже хваленые немецкие спецы, случалось, проявляли инженерное убожество. Запись от сентября того же года:

“Вечером получили три чертежа от строительной конторы «Сименса и Гальске». О боги, что это за чертежи! Как будто чертили гимназисты, а не инженеры: двери в трансформаторной будке меньше чем диаметр трансформатора, так что последний нельзя внести. И Ридер (новый, очень глупый немецкий инженер от «Сименса и Гальске») говорит, что трансформатор ведь можно разобрать!! Конечные муфты поставлены друг против друга, и между ними расстояние всего в восемь сантиметров! Интересно, кто может пройти через такой проход, моя рука даже не пролезает! Лампы накаливания соединены на схеме последовательно вместо параллельного соединения. Потребую от Вольшке, чтобы он выставил Ридера. За что мы будем платить 200 (вернее 260 р.) такому дураку, который не знает даже, что лампы накаливания соединяются параллельно, а называется электротехником”.

Ну и, вишенкой на торте — «невероятное качество» товаров «ведущих европейских производителей». А мы еще смеемся над «китайским качеством», хе-хе:

«Завод Фицнера и Гампера поставил котел, который дал течь при первом же испытании: бракоделы вставили в сварной шов клинообразную латку, которую затем аккуратно замазали.»

«Фицнер и Гампер» спроектировали трубопровод, вовсе не соображаясь с чертежами здания, и потому всюду попадают трубами в пилястры для крана. Конденсационные горшки вовсе пропущены. Вообще небрежность поразительная…»

“Прибыли три рамы от паровых машин «Бурмейстера». Ездил на вокзал смотреть, как их разгружают. Противно смотреть на бестолочь, которая царит на вокзале, разгрузка идет египетским способом, без кранов, даже без домкратов. Валы страшно заржавели, видно, что машины лежали год под дождем”.

Цитировать дневник Классона можно бесконечно, но главное, на чём хочется заострить внимание:

Бардак, небрежность и расточительность — это не родимые пятна социалистической системы хозяйствования. Все эти показатели вполне себе уверенно находят место и в среде «эффективных частных собственников»

Ответственность и качественное выполнение порученной работы вообще никак не соотносится с классовой теорией, существует параллельно с ней и зависит отнюдь не от того, какое сословие рулит государством, а от того — способно ли оно нести ответственность за свои действия.

Источник

По теме:

1 комментарий

Добромир 09.07.2020 at 15:14

Пожары ежегодно уничтожали большое количество нефти и оборудования. Если исключить катастрофические пожары 1903-1905 гг., которые нанесли русской нефтяной промышленности ущерб, исчисляемый миллионами рублей, и проанализировать только убытки от так называемых «обычных» пожаров, то придется констатировать, что каждый из 314 пожаров, произошедших с 1900 по 1909 г. только в Бакинском районе, уничтожал в среднем 150 нефтяных скважин, четыре железных резервуара, 47 деревянных чанов, 1 нефтяной амбар, 11 буровых станков и 133 тыс. пудов нефти. И сюда ещё не входят потери в результате пожаров нефтяных фонтанов.

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.