Сегодняшний обзор рынка нефти я посвящу в первую очередь России. На этой неделе в кириллическом сегменте интернета, после периода долго затишья, вновь резко активизировали свою деятельность свидетели секты «Россияфсё», и думаю разбор реальной ситуации с особенностями российского нефтеэкспорта, а также его перспективами и общей стратегией развития, будет очень кстати.
Итак, для начала, чему именно радуются «настоящие русские патриоты» либерального лагеря. В июле 2020 года отгрузки сорта Urals (именно ее поставляют в Европу) должны сократиться почти на четверть, причем, основное сокращение поставок будет на Балтийских портах, что суммарно уронит поставки этой нефти в дальнее зарубежье до 1,67 млн. барр. в сутки.
И именно это сообщение вызывает буквально всплеск оптимизма в либеральной российской прессе. И это действительно много меньше, чем было до начала нефтяной войны. И казалось бы «мои оппоненты» правы. Но … не будем спешить с выводами.
Дело в том, что потеря рынка, это понятие относительное и наиболее важным параметром здесь являются не абсолютные объемы, а относительные. Ведь бывает же так, что рынок может резко сузится или наоборот расширится. А еще надо помнить, что в России еще с 2000-х существует программа диверсификации углеводородных поставок, введение значительных мощностей которых совпало с началом войны (и думаю, не случайно). А тут еще COVID-19 и связанные с ним проблемы…
И чтобы понять происходящие с российской нефтью процессы нужно обратиться к геополитике и математике.
Русская геополитика нефти
Как уже упоминалось выше, с 2000-х годов в России существует государственная программа по диверсификации поставок нефти. Тотальная зависимость в этом сегменте от Европы (как и по газу), это тотальная зависимость от вероятного противника. И в любой кризисный период такая зависимость может оказаться фатальной.
Да и резкий рост потребления нефти именно в АТР, и взятая Европой стратегия на постепенный отказ от углеводородной энергетики, просто не оставляли Москве других вариантов, кроме переориентации нефтепотоков в восточном направлении.
Именно это мы и видим в последние годы и если бы не принятые в 2000-х решения, сегодня кризис ударил бы по Москве очень и очень сильно и была бы вполне реальная возможность появления антироссийских нефтяных санкций со стороны США или Европы.
Мне часто задают вопрос, почему Запад не прибег к этому рычагу. Ответ прост, если посмотреть на сегодняшнюю географию поставок, то экспорт российской нефти в Европу вот уже несколько лет не является определяющим. И с каждым годом будет все менее и менее важным.
И это результат не событий 2020 года, и даже не 2014 года, а результат стратегических решений 2000-х. С увеличением пропускной способности системы ВСТО до 80 млн. т в год или (1,6 млн. барр./с) и планов наращивания ее далее в 2020 году до 1,8 млн. барр./с, плюс возможностей Сахалина на сегодня (по отгрузкам) составляют еще до 0,5 млн. барр. в сутки. Третьим путем, по которому в Китай отправляется российская нефть трубопроводом через Казахстан (до 0,35 млн. барр./с). Кстати, эта труба является регулирующей вектор поставок. То есть нефть для этого маршрута берется из системы нефтепроводов, идущих в Европу и к Балтийским и Черноморским портам.
А если сюда добавить еще новый заполярный маршрут Заполярье-Пурпе, проектной мощностью 45 млн. тонн и нефть которого также может поставляться, как в Европу, так и в Азию, а также аналогичный перспективный мегапроект Восток-Ойл, то в целом мы видим, окончание выстраивания новой концепции безопасности нефтепоставок. И если через 30 лет, как объявлено, Европа полностью откажется от нефти и газа, то это будут уже чисто ее внутренние проблемы.
А теперь, когда мы разобрались с геополитикой, вернемся в сегодняшний день…