19 июля исполняется 86 лет знаменитому актеру, режиссеру, сценаристу и педагогу, художественному руководителю Театра сатиры, народному артисту РСФСР Александру Ширвиндту.
Зрители часто отождествляли его с легендарными киногероями и представляли таким же гулякой и поклонником женского пола. В какой-то мере он действительно был похож на своих персонажей, правда, это проявлялось в другом. За что друзья называли его «Железной маской», как он «приманивал» самолеты в Шереметьево, почему своей женитьбой был обязан корове и другие интересные факты – далее в обзоре.
Александр Ширвиндт вырос в творческой атмосфере: его мать начинала как актриса МХАТа, но позже сменила профессию и устроилась в столичную филармонию, отец был музыкантом, играл на скрипке и выступал в оркестре Большого театра, а также преподавал в музыкальной школе. В их доме часто собирались видные деятели искусства, среди которых были Леонид Утесов, Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая и др. Во время войны его родители выступали в составе концертных бригад для воинских частей. Отец хотел, чтобы Александр тоже стал музыкантом. Но тот, отучившись в музыкальной школе 5 лет, бросил учебу – театр интересовал его намного больше.
Ширвиндт подавал документы в несколько столичных театральных вузов и поступил в Щукинское училище, после окончания которого его пригласили в Театр киноактера. Более 10 лет он выступал на сцене Ленкома, затем – Театра драмы на Малой Бронной, а в 1970 г. пришел в Театр сатиры, которому отдал 50 лет своей жизни.
Перечислить все блестящие роли Александра Ширвиндта достаточно сложно. Марк Захаров говорил, что он никогда не вмещался в рамки театральных и кинематографических профессий – он был и актером, и сценаристом, и режиссером, и писателем, и педагогом, и артистом эстрады, и художественным руководителем Театра сатиры, и его Захаров может охарактеризовать только так: «Если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная. Он – Александр Ширвиндт. И этим все сказано!» Его имя действительно давно стало синонимом хорошего юмора и залогом успеха любого проекта с его участием. На площадке он часто импровизировал, и фразы, произнесенные его героями, становились афоризмами.
И в театре, и в кино Ширвиндту везло с ролями, и он создал десятки запоминающихся образов, но все же и в его творческой биографии остались несыгранные роли, о которых он жалел. Так, актер признавался, что всегда мечтал перевоплотиться в Остапа Бендера и даже проходил пробы на эту роль у Леонида Гайдая. Режиссер долго не мог найти главного героя своей версии «Двенадцати стульев» и отсмотрел множество актеров, среди которых были Андрей Миронов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Спартак Мишулин и др. В результате он остановил выбор на Арчиле Гомиашвили и позже об этом сожалел. На съемочной площадке они часто конфликтовали, а после завершения работы над фильмом даже несколько лет не разговаривали. И Гайдай однажды заявил Ширвиндту: «Эх, надо было тебя снимать!»
В театре тоже была несыгранная роль, о чем Ширвиндт рассказывал: «О Кречинском я тоже мечтал. В свое время замечательный Леонид Хейфец ставил в Малом театре «Свадьбу Кречинского». Он мучился с Кенигсоном, который играл главную роль, и кричал ему: «Играйте Ширвиндта!» А я, услышав это, воскликнул: «Так возьмите первоисточник!».
Долгие годы лучшими друзьями Ширвиндта были его коллеги Андрей Миронов и Михаил Державин, с которыми он и играл на одной сцене, и снимался вместе в кино, и участвовал в «капустниках», и выступал на эстраде, и отдыхал. Но даже в кругу друзей он оставался таким же, как во многих фильмах, – ироничным и невозмутимым. Когда все вокруг плакали от смеха, на его лице было выражение все той же безмятежности и спокойствия, за что Миронов дал ему прозвище «Железная маска».
Они постоянно устраивали друг другу розыгрыши, и каждая их встреча запоминалась какими-то новыми развлечениями. Однажды Андрей Миронов и Марк Захаров подарили на день рождения Ширвиндту ржавую батарею, которую подобрали у него во дворе. Когда они снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», уговорили водолазов, всегда «дежуривших» возле лодки с артистами, прицепить к удочке Миронова огромного окуня, «выловленного» в ближайшем магазине. Ширвиндт был заядлым рыбаком, и его таким способом было не провести, а «Дрюсик», как он называл друга, был в этом деле профаном. «Видели бы вы восторг Андрея: «Это я поймал!» – смеясь, рассказывал Ширвиндт.
Марк Захаров вспоминал: «В Театре сатиры у нас с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом сложилась замечательная компания. Это был возраст, когда глупости кажутся необычайно остроумными. Помню, как мы один раз ночью жарили шашлыки около аэропорта Шереметьево. «Цып-цып!» – радостно кричал Шурик садившимся самолетам, а я, захлебываясь от смеха, развел три костра. И это нам казалось верхом остроумия!».
Ширвиндт – заядлый курильщик, и все привыкли его видеть с неизменной трубкой в руках. Так было не всегда – трубка появилась после того, как однажды, более 40 лет назад, его друг привез ему такой сувенир из заграничной командировки. С тех пор артист действительно не расстается с трубкой. В его коллекции насчитывается уже более 200 экземпляров трубок, правда, сам он называет это не коллекцией, а «свалкой».
На экранах актер не раз представал в образе «ходока со стажем», бабника и гуляки, и зрители были уверены в том, что у него и в реальной жизни много общего с его героями. На самом деле Ширвиндт отличался редким в актерской среде постоянством – он говорил, что «испортил жизнь» только одной женщине, своей супруге Наталье Белоусовой, с которой провел в браке более 50 лет. У театра его всегда поджидали поклонницы, но актер повторял: «Раньше народная молва приписывала мне многочисленные любовные истории на стороне. Это вполне объяснимо – мужчина в полном рассвете сил, интеллигентный, остроумный, галантный… Разве перед таким устоит женское сердце? Но, к сожалению, я однолюб…».
И с присущей ему иронией рассказывал о знакомстве с женой: «Я влюбился впервые не в девушку, а в корову. У моей будущей жены на даче была корова. И я обожаю молоко до сих пор. А женился потому, что меня этим молоком угощали. Я влюбился в корову и попутно в будущую жену. Как только я женился, корову отняли. Советская власть. И вот я остался с женой, без коровы».
И профессиональная, и семейная жизнь Александра Ширвиндта сложилась очень удачно, но на вопрос о счастье он отвечает неоднозначно: «Я не понимаю слова «счастье». Довольство – это не счастье. Счастье – это все-таки какой-то атрибут глупости. Человек, который более или менее что-то думает и переживает, счастлив не бывает. Он бывает доволен, ему кажется, что он счастлив. Тут начинают подключаться другие органы чувств типа мозга и т.п. И счастье тут же рушится… Я очень вялой тщеславности человек. Смысл существования – в душевном покое и отсутствии невыполненных обязательств».
Актерские байки: забавные случаи из жизни Александра Ширвиндта
19 июля исполняется 82 года замечательному актеру театра и кино, театральному режиссеру и сценаристу Александру Ширвиндту. Всем известно его блестящее чувство юмора, невозмутимость и философско-ироничное отношение к жизни. Во время съемок и гастролей актер часто попадал в курьезные ситуации, многие из которых создавал он сам.
Режиссер Марк Захаров часто становился свидетелем того, как Ширвиндт доводил хохочущих над его шутками людей до полуобморочного состояния – он мог импровизировать долго и всегда с неизменным эффектом: люди смеялись до слез. Захаров говорит, что случайно брошенные фразы Ширвиндта можно потом рассказывать, как анекдоты. Сами они тоже часто становились героями таких анекдотов, которые, впрочем, не всем казались смешными. Когда их друг Андрей Миронов женился на Екатерине Градовой, Захаров и Ширвиндт подбросили в чемоданы молодоженов, отправляющихся в свадебное путешествие в Ленинград, кирпичи и портрет Ленина, и с нескрываемой радостью следили за тем, как Миронов с большим трудом втаскивает чемоданы в купе. Миронов шутку оценил, а вот его жена была не в восторге.
Когда Андрей Миронов женился на Ларисе Голубкиной, друзья опять преподнесли ему оригинальный свадебный подарок. Марк Захаров вспоминает: «Я как раз вычитал у одного классика, что американские ковбои всегда долго готовились к шуткам в брачную ночь любимого друга. Мы специально не готовились, но довольно большой компанией отправились ночью на автомобиле в сторону дачи, где уединились Андрей с Ларисой. Сначала мы осторожно изображали ночные привидения, с воем ходящие вокруг дома с погашенными окнами. Когда пришло физическое утомление без всяких видимых изменений на даче, Ширвиндт проявил огромную, незабываемую на всю оставшуюся мою жизнь изобретательность. Он неслышно влез через окно в спальню и укусил Ларису Ивановну за пятку. Ларисе Ивановне это почему-то страшно не понравилось. Почему – для меня загадка…».
Во время съемок у Э. Рязанова в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» актеры устроили настоящий дебош: «банную сцену» снимали ночью в холодном коридоре «Мосфильма», и чтобы согреться, Александр Ширвиндт, Андрей Мягков, Георгий Бурков и Александр Белявский принесли с собой по бутылке водки и подменили ими реквизиторские бутылки с водой. А пиво в кадре было настоящее. После первого же дубля актеры почувствовали небывалый подъем и вдохновение. После третьего дубля их чересчур правдоподобное опьянение стало заметно всей творческой группе, Рязанов пришел в ярость и остановил съемку. На следующий день актеры играли ту же сцену в трезвом состоянии. Но в фильм в результате вошли кадры, снятые в первую ночь.
Подобным же образом актеры грелись на съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки»: приходилось часами сидеть в лодке в купальных костюмах, фильм снимали ближе к осени, Ширвиндт, Державин и Миронов постоянно мерзли. В воде за лодкой актеров страховали водолазы, поставлявшие им согревающие напитки. Водку переливали в медный чайник и попивали из носика, убеждая режиссера Наума Бирмана в том, что греются кипяченой водой.
Курьезы случались и во время спектаклей. Однажды Ширвиндт играл роль пожилого повесы, который всю ночь водил по злачным местам сына своей любовницы и в результате его где-то потерял. Дама набрасывалась на него с обвинениями, ее монолог заканчивался словами: «Где мой сын?». Актриса оговорилась и произнесла: «Где мой сыр?». С присущей ему невозмутимостью Ширвиндт без промедления ответил: «Я его съел!».
За эту невозмутимость Андрей Миронов назвал друга «Железной маской». Чтобы наконец вызвать у него удивление, друзья решили разыграть Ширвиндта. Марк Захаров и Андрей Миронов проводили его на вокзал – он уезжал на съемки в Харьков, а потом взяли билеты на самолет и прибыли туда раньше него. Но на лице Ширвиндта по-прежнему не было никаких эмоций. Он только проронил: «Хорошо!». А позже признался Захарову: «Когда утром услышал ваши голоса, все-таки подумал про себя страшное: пить надо меньше».
Источник