Вот интересная тема. Городским жителям может показаться, что число голубей увеличивается каким-то волшебным образом — все птицы, которых мы видим на улице, уже взрослые, но нигде и никогда мы не видим птенцов.
Так где же они и существуют ли вообще ?
Будьте уверены — птенцы существуют, а тому, что мы их не видим, есть хорошее объяснение. Отчасти это связано с тем, где гнездятся птицы: голуби строят свои гнёзда в местах, напоминающих пещеры и скалы — это в них говорит кровь предков, которые жили у берегов Средиземного моря. В мегаполисах голуби строят гнёзда в любых подобных местах — под подоконниками, на крышах, под мостами. В крупных городах люди построили много отличных искусственных скал.
Другая причина того, что птенцов голубей нельзя встретить на улицах, в том, что они не покидают гнёзда от четырёх до шести недель после рождения, пока не вырастут. Городские жители, как правило, говорят о голубях, как о летающих крысах, но голуби — очень хорошие родители. Самец и самка вместе кормят своих птенцов, а если один из родителей погибает, то второй прилагает все силы, чтобы вырастить потомство, хоть ему и приходится в два раза тяжелее. Так что птенцы обычно выживают.
После того, как птенцы покидают гнездо, они начинают игнорировать своих родителей и питаться без посторонней помощи. Молодые голуби присоединяются к стае птиц, живущих недалеко от гнезда — в соседнем парке, например. У голубей есть своя территория, где они в основном обитают, и если унести голубя оттуда, он постарается вернуться в привычные места.
Но, наверное, то, что мы не видим птенцов, даже хорошо — они очень некрасивые: почти голые, с редкими полупрозрачными перьями розоватого оттенка. А вот молодого голубя можно определить по нескольким небольшим пуховым перьям, торчащим из затылка.
Сизый голубь (лат. Columba livia) — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби.
В природе птицы обычно живут не более трёх-пяти лет, при разведении в домашних условиях часто доживают до 15-летнего возраста, а отдельные особи и до 35 лет.
Как и другие представители семейства, сизые голуби моногамны; пары, как правило, сохраняются в течение жизни. Размножение на всём протяжении ареала может проходить в любое время года, однако в умеренном климате северного полушария чаще всего приходится на март — октябрь.
Популяции, приспособившиеся для жизни в населённых пунктах, выбирают для постройки гнезда места, напоминающие им естественные ландшафты — карнизы и пустоты под крышами, непосещаемые чердаки, балки под мостами и другие похожие строения. Предпочтение отдаётся закрытым пространствам. Несмотря на то, что гнездятся эти птицы рядом с людьми, обнаружить это гнездо бывает часто нелегко. Само гнездо достаточно примитивное и представляет собой небольшую кучу из тонких веточек и травинок с небольшим углублением. Во время строительства обязанности родителей строго распределены — самец занимается добычей материала, в то время как голубка укладывает его на место. Часто одно и то же гнездо используется несколько раз подряд, с каждым разом увеличиваясь в размерах.
Насиживают оба родителя по очереди, однако большую часть времени проводит в гнезде самка. Самец, как правило, сидит в середине дня, ожидая возвращения с водопоя самку. Если голубка долго не возвращается, отец нетерпеливо воркует, подзывая её.
Первые дни оба родителя кормят птенцов отрыжкой из зоба, так называемым «голубиным молочком» — питательной смесью, вырабатываемой в зобе птиц (особенность, характерная для всех видов голубей. Смесь имеет высокий процент жирности и богата белками, однако содержит малое количество углеводов. По мере роста птенцов в пищу добавляются семена растений — вначале как добавка к молочку, а затем и в твёрдом виде. Иногда, ещё в период кормления птенцов, самка приступает к насиживанию последующей кладки, в то время как самец продолжает ухаживать за потомством. Птенцы начинают летать примерно через 35—37 дней, и уже в этом возрасте похожи на своих родителей.
Молодые птицы первые 6—8 месяцев жизни выглядят более тускло, без глянца, а их радужина коричневая либо серовато-коричневая.
А вообще говорят вот что:
Когда вы кидаете голубям хлеб в парке, вы, наверное, думаете, что эти «глупые птицы» просто следуют зову инстинкта. Тогда вы удивитесь, узнав следующее: голуби настолько умны, что тщательно выбирают, какую хлебную крошку клюнуть, а какую нет.
К такому выводу пришли сотрудники Университета штата Айова (США): Эдвард Вассерман (Edward Wasserman) совместно с коллегами провёл серию лабораторных тестов, показавших, что голуби не так хитры в вопросах еды, как, например, сороки, ворующие всё, что плохо лежит, но и отнюдь не глупы. Исследователи провели такой эксперимент: перед голубем на сенсорном экране появлялись две линии, клики по одной из которых приводили к наполнению миски вкусным вознаграждением; птичкам нужнppopо было разгадать «ребус» и, соответственно, получить угощение — с этим заданием голуби успешно справились в 90% случаев. Таким образом, они оказались даже умнее кошек, которым подобный тест не по зубам, хотя они нередко охотятся на голубей.
Следует отметить, что это далеко не первые научные изыскания, доказывающие высокий «IQ» голубей — так, ранее было установлено, что интеллект этих птиц вполне сравним с интеллектом 3-летнего ребёнка. Кроме того, голуби прекрасно ориентируются в пространстве, поэтому долгое время работали «почтальонами», а также способны узнавать себя на видеосъемке.
Удивительно, но голуби могут отличить картины Моне, Ренуара, Пикассо, Брака, Матисса. Создается впечатление, что птицы способны распознавать объекты на импрессионистской картине. Они, как и большинство из нас, оказываются сбитыми с толку нагромождением образов кубистов. Голуби были также способны распознавать мультипликационных персонажей. Также, подобные эксперименты с музыкой показали, что голуби находят различия между композиторами Бахом и Стравинским, и точно классифицируют промежуточные музыкальные стили.
За участие в экспериментах птицы вознаграждались пищей, если нажимали на рычаг, указывающий правильный ответ. Обучение голубей по такому типу впервые предложил психолог Б. Ф. Скиннер, который показал, что птицы могут быть выполнять сложные задачи, для получения пищи.
Напоследок ещё один пример: это видео снято Воольфгангом Кёлером (Wolfgang Köhler), основателем популярной в наше время гештальт-психологии, снятое в 1980-м году — на нём голубь успешно решает задачку, как достать высоко висящий банан, не используя крыльев.