История. Запретная археология.

Почему в США хотят убрать монумент русскому первопроходцу Аляски

Летом 2020 года протестное движение Black Lives Matter в Соединённых Штатах спровоцировало беспрецедентный пересмотр американской истории. Процесс вскрыл сложный пласт взаимоотношений переселенцев из Европы не только с выходцами из Африки, но и с коренным североамериканским населением.

14 июля 2020 года городской совет Ситки, исторической столицы Аляски, распорядился перенести памятник основателю города, русскому первопроходцу 19 века Александру Баранову, из городского центра в музей. Решение возмутило часть жителей Аляски, в первую очередь русскоязычную общину штата. За сохранение памятника Баранову на его изначальном месте собрали больше шести тысяч подписей.

На исторической родине личность Баранова малоизвестна, поэтому реакция на событие в России оказалась сдержанной. Несколько городов заявили о готовности принять монумент у себя, а пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков в официальном комментарии лишь глубокомысленно заметил, что война с памятниками никого ещё до добра не доводила.

На Аляске память о первопроходце жила и после покупки территории США. Русского купца и путешественника считали праотцом современного американского штата, человеком незаурядных знаний и отваги, при этом уважительно относившимся к туземцам.

Совет Ситки в своём неоднозначном решении апеллировал как раз к тому, что отношения Баранова и коренных жителей были неидеальными. Речь идёт о войне 1802-1805 годов между русскоязычными поселенцами и крупнейшим местным этносом — тлинкитами. «Из-за жестокости Баранова тлинкиты дали ему прозвище „Бессердечный“. Насилие, которое он совершал, стало исторической травмой коренного населения и до сих пор причиняет боль его представителям», — говорится в официальном заявлении городского совета Ситки.

На Аляску за морским бобром

Русские открыли Аляску ещё в середине 17 века. В 1648 году первыми из европейцев полуостров увидели участники экспедиции Семёна Дежнёва. В 18 веке здесь останавливались корабли Михаила Гвоздёва и датчанина на российской службе Витуса Беринга. Но из-за суровых климатических условий, огромных расстояний, нехватки людей и материальных ресурсов колонизация заокеанской земли несколько раз откладывалась.


Калан у побережья Аляски. Охоту на зверьков запретили в 1911 году, когда они оказались на грани уничтожения. Небольшую квоту на промысел оставили только североамериканским туземцам Фото Дейва Безера (Dave Bezaire)

Только в 1772 году русские поселенцы заложили здесь первое постоянное поселение — Уналашку, на одноимённом острове к юго-западу от Аляски. В 1780-х годах российская Северо-Восточная компания освоила ещё несколько островов и проникла на собственно Аляску.

Стимулом для колонизации полуострова служила охота на «морских бобров», каланов. Мех этих зверьков из семейства куньих из-за высокого качества ценился в Европе. В середине 18 века экспедицию Беринга полностью окупили около 900 шкурок этих совсем небольших животных, добытые её участниками.

Архитектором русской колонизации архипелагов вблизи Аляски и проникновения поселенцев на континент стал управляющий Северо-Восточной компанией, выходец из белгородского купечества Григорий Шелехов (встречается также написание Шелихов). Современники уважительно называли его «российским Колумбом».

В этой неоднозначной личности отвага и энергичность сочеталась с алчностью, самолюбием и жестокостью к коренным народам. В 1784 году Шелехов инициировал массовое убийство «непокорных» представителей этноса алутиик (сугпиак). Тогда колонисты убили на острове Ситкалидак не меньше 500 человек.


Григорий Шелехов (1749-1795). Неизвестный художник. Около 1790 года

В 1790 году Шелехов вернулся на континент. Новым управляющим Северо-Восточной компанией с титулом правителя Русской Америки по шелеховской протекции стал 44-летний Александр Баранов.

Русский Колумб и русский Писарро

Баранов происходил из купеческой семьи в Санкт-Петербургской губернии, но почти всю взрослую жизнь связал с восточными окраинами империи: сначала Сибирью, затем Дальним Востоком и Аляской.


Александр Баранов (1746-1819) Художник Михаил Тиханов. 1818 год

Благодаря усилиям Баранова колонисты и завезённые ими туземцы с Алеутских островов окончательно закрепились на новом полуострове. Если Шелехова современники уподобляли Христофору Колумбу, то Баранова называли «российским Писарро». По меркам 18 и 19 веков это был безусловный комплимент. Испанских конкистадоров считали образцом отважных исследователей, просветителей «дикарей» и строителей империи.

Баранов жёстко и энергично руководил своими подчинёнными. Другой тип лидера не мог существовать в аляскинских условиях 19 века. Баранов не подвергал сомнению экономическую основу жизни российской колонии — пушной промысел через эксплуатацию «замирённых» туземцев. На этой почве он несколько раз конфликтовал с приданными Северо-Восточной компании православными священниками.

Духовенство заступалось за коренных жителей и требовало для них равного с русскими отношения. Промышленников такая постановка вопроса возмущала: в «инородцах», даже крещённых, они видели своих полурабов. И Баранов неоднократно искал компромиссы, примиряя деловые интересы с христианской моралью.

Правитель Русской Америки заботился о жизнях и здоровье своих людей: и этнических русских, и лояльных туземцев. Он регулярно требовал власти с «материка» присылать ему больше оружия, боеприпасов, медикаментов и других необходимых предметов. Лично себе Баранов ничего не присваивал и никогда не занимался сомнительными махинациями. Об абсолютной честности первопроходца свидетельствовали даже его недоброжелатели.


Реконструкция внешнего вида тлинкитского вождя Национальный исторический парк Ситка

Барановская забота о людях проявлялась и в его осторожной политике в отношении «диких» туземцев Аляски. «Русский Писарро» сознательно избегал вооружённых конфликтов, понимая, что война с коренными жителями может уничтожить малочисленную русскую колонию в Америке.

Страшнее чертей и злее зверей

Угрозу для колонистов представляли жившие на юге Аляски индейцы-тлинкиты. Из-за обычая местных женщин прокалывать украшениями свои лица русские называли их колошами. В донесениях в Россию тлинкиты характеризовались исчерпывающе: «Страшнее адских чертей», «Злее самых хищных зверей», «Народ убийственный и злой».

Живущий на южной границе Аляски с Канадой этнос отличали воинственность и организованность. Тлинкиты совершенно не походили на стереотипных наивных и добродушных детей природы. В ментальном плане гораздо больше общего у них было с южноафриканскими зулу или новозеландскими маори. К приходу русских на Аляску тлинкиты поработили или ассимилировали все остальные местные этносы.


Тлинкитский тотем Фото Джереми Кита (Jeremy Keith)

Единого государства у туземцев не сложилось. Они жили 18 территориальными общинами, куанами, со своими вождями-тойонами, жрецами и аристократией. К войнам и охоте здесь готовили с ранних лет. Детей заставляли окунаться в холодную воду и били палками, заставляя привыкать к физической боли.

Тлинкиты пользовались огнестрельным оружием, причём не только ружьями, но и пушками. Их индейцы в обмен на меха получали от британских и американских моряков. От известного оружия тлинкитских воинов защищали доспехи и шлемы из дерева и дублёных шкур животных.

Очевидцы отмечали, что тлинкиты в бою нападали не толпой, а неким подобием построенного войска, подчиняясь приказам командиров. Этот народ также умел строить крепости из брёвен и воевать на море. На своих каноэ они атаковывали укрепления и корабли колонистов.

«Колоши, отличаясь храбростью и неустрашимостью, предпринимали нередко походы морем, подобно викингам, на огромные расстояния, причём в одни сутки, при благоприятной погоде, проезжали около 300 вёрст (больше 300 километров).» Анатолий (Каменский), православный архиепископ, этнограф

Баранов осознавал всю опасность тлинкитов для молодой русской колонии. Он запрещал подчинённым забирать что-либо у индейцев, уважать их святыни и обычаи и мирно решать все конфликты. Однако столкновение туземцев и колонистов становилось неизбежным.

Накормить, задарить, покрестить

Для тлинкитов русские априори вели себя неправильно. В отличие от британцев и американцев, новые гости приплыли сюда не ради торговли, а чтобы поселиться навсегда.

Русские не предлагали индейцам ружья, боеприпасы, алкоголь и металлические предметы в обмен на меха каланов. Они сами били пушного зверя в большом количестве. Причём охотились руками завезённых выходцев из «замирённых» народов: алеутов, сугпиаков, эскимосов-чугачей. Эта деталь особенно возмущала презиравших других туземцев тлиникитов.

21 июня 1792 года между русскими и тлинкитами состоялось первое вооружённое столкновение. На острове Хинчинбрук отряд индейцев ночью напал на партию колонистов под руководством Баранова. После двухчасового боя русские и лояльные им туземцы отбили атаку. Потери с учётом аляскинской специфики были значительными — 26 человек убитыми и ранеными. Поэтому Баранов решил оставить негостеприимный остров.

Управляющий компанией воздержался от акций возмездия и попытался решить противоречия мирным путём. Баранов засыпал подарками вождей кланов и их приближённых, устраивал им щедрые застолья. Эта политика принесла некоторые результаты.


Девочки-тлинкитки в традиционной одежде и украшениях своего народа. Аляска, 1903 год Фото братьев Майлз (Miles Brothers)

В 1790-х годах среди тлинкитов шли межклановые войны, и на борьбу с чужеземцами у них не оставалось сил. Задобренная верхушка южного клана киксади разрешила русским охотиться на каланов и основывать новые поселения. Несколько представителей тлинкитской знати даже приняли православие в знак дружбы с Россией.

Крупнейшей русской колонией стал построенная в 1799 году Михайловская крепость на острове Ситка. Там проживало несколько сотен колонистов и членов их семей. В крепости стояла своя церковь, действовала школа, работали верфь и мастерские.

Колонисты основали и несколько других поселений на юго-востоке Аляски, позиции Северо-Восточной компании казались прочными. К 1799 году она поглотила всех своих конкурентов и стала называться Российско-Американской.

Индейцы на тропе войны

В начале 19 века междоусобные распри среди тлинкитов закончились, и у разных племён за это время накопились претензии к колонистам. Несмотря на запреты Баранова, русские и «пророссийские» туземцы нередко конфликтовали с тлинкитами из-за продовольствия, женщин и мест для промысла.

Противоречиями между поселенцами и туземцами пользовались британские и американские моряки. Приход русских в Аляску бил по западной торговле мехами каланов. Недовольные конкурентами представители США и Соединённого Королевства поставляли тлинкитам огнестрельное оружие и подстрекали их к антирусским акциям.


Битва за Ситку 1804 года. Тлинкиты из засады атакуют высадившихся на остров русских и их союзников Художник Луи Глансман (Louis S. Glanzman). 1988 год

Информаторы Российско-Американской компании передавали Баранову, что англичане и американцы открыто вдохновляли тлинкитов начать войну. Шкипер корабля «Глобус» из США Уильям Каннингем на встрече с вождями нескольких племён призвал собеседников выгнать с Аляски всех русских. Иначе, пояснил американец, его торговля на полуострове станет невыгодной, и он её прекратит.

Зимой 1802 года совет тлинкитских вождей постановил начать войну с русскими. Несколько лидеров заявили о своём нейтралитете, но и мешать землякам не стали. Тлинкиты собрали объединённое войско и весной приступили к активным действиям.

23 мая 1802 года в устье реки Якутат индейцы окружили промысловую партию Ивана Кускова. Командир колонистов пытался откупиться от тлинкитов табаком и водкой. Тлинкитские вожди дары приняли, но на следующий день всё равно напали на русских и чугачей. Люди Кускова после двухдневных боёв вырвались из окружения и укрылись в русском поселении Якутат.

Первая неудача не остановила тлинкитов. Весной у русских и лояльных им туземцев начинался промысловый сезон, и их поселения на всё лето оставались без должной охраны. Воинственные индейцы решили этим воспользоваться. 16 июня 1802 года 1500 воинов-тлинкитов напали на Михайловскую крепость. Её защищали около 60 колонистов, и битва быстро превратилась в бойню. Тлинкиты сожгли посёлок, перебили в нём всех мужчин и увели в плен женщин и детей.

«Колоши жгли огонь и кидали русских на копья. Только и видно было: там они жгли, там убивали, там делили имущество компании и шкуры, делили между собой и нас, пленных.» Екатерина Лебедева, алеутка, свидетельница событий

Потом индейцы по одиночке разгромили вышедшие из Новоархангельска промысловые партии. Были уничтожены ещё несколько десятков русских, чугачей и алеутов. К последним тлинкиты, по воспоминаниям выживших, проявляли особую жестокость. Немногих уцелевших подобрали английские и американские моряки.

Главным бенефициаром тлинкитских нападений стал британский шкипер Генри Барбер. Зимой 1802 года моряк выгодно продал индейцам крупную партию боеприпасов и ружей, а летом за деньги передавал Российско-Американской компании спасённых им колонистов и схваченных тлинкитов. Потом своими аляскинскими авантюрами британец хвастался лично, в достатке живя на Гавайях.

Коварство и возмездие

Российско-Американская компания за лето 1802 года потеряла одними убитыми не меньше 250 людей и лишилась своей «столицы». Это были колоссальные потери для совсем небольшой русской колонии в Северной Америке. Понесённый ею ущерб казался непоправимым.

Только к 1804 году Баранов собрал достаточные для акции возмездия силы: около 1000 человек, в основном из туземцев. Это были не только чугачи и алеуты, но и представители некоторых тлинкитских кланов. Подарком для объединённых сил Российско-Американской компании стало прибытие военного корабля «Нева» капитана Юрия Лисянского, участника первого русского кругосветного путешествия.


Шлюп Нева у алеутского острова Кадьяк. 1804 год Рисунок Юрия Лисянского

Осенью 1804 года компания решила вернуть себе потерянную Ситку. Объединённые силы при поддержке флота высадились на острове и осадили индейскую крепость. Тлинкитский лидер Катлиан рассчитывал на помощь соплеменников, но тщетно. Баранов перед походом убедил лидеров сразу нескольких кланов отказаться от продолжения войны.

Катлиан не пал духом. В октябре 1804 года его люди отразили несколько атак противника, после чего скрытно покинули остров. Затем Катлиан отказался от противостояния русским и в 1805 году даже заключил перемирие с Барановым. Потом тлинкитская сторона объявила его недействительным из-за якобы несоблюдения необходимых церемоний.

«Правильный» мир с Россией тлинкиты с Ситки формально заключили только 3 октября 2004 года. Российскую сторону на церемонии у одного из священных индейских тотемов представляла прапраправнучка Баранова Ирина Афросина.

Положение усугубляла ненадёжность даже внешне дружественных колонистам тлинкитских кланов. 20 августа 1805 года считавшийся союзником русских вождь Танух неожиданно напал на крепость Якутат, уничтожил её и перебил всех поселенцев. Индейский лидер хвастался, что каждый из его людей убил хотя бы одного русского.


Переговоры колонистов с тлинкитами Из иллюстраций к энциклопедии «Морская слава России» (2014)

Победа воодушевила Тануха, и осенью 1805 года он решил таким же образом уничтожить поселение верных русским эскимосов-чугачей — Нучек. Танух со своими людьми прибыл туда якобы справить народный праздник. Чугачи сначала радушно приняли гостей, но затем хозяева раскрыли замысел Тануха, арестовали вождя и сами расправились над его людьми.

Ненужная война, несовершенный мир

Столкновения между русскими поселенцами и коренными жителями продолжались ещё несколько лет. Примерно к 1810 году тлинкиты де-факто отказались от попыток уничтожить русские поселения и выгнать их хозяев с Аляски. От крупных боевых действий индейцы перешли к локальным нападениям и защите своих священных мест.

Главным летописцем русско-тлинкитской войны стал дипломат и путешественник Николай Резанов, известный больше как главный герой рок-оперы «Юнона и авось». Резанов свидетельствовал, что «дикари» зачастую вооружены лучше колонистов и просил власти в Петербурге и Иркутске активнее помогать колонистам на далёкой Аляске.

Русские, алеуты и чугачи после событий 1802-1805 годов старались избегать лишних экспедиций вглубь континента. Колонистов теперь устраивала охота на каланов в прибережной зоне под присмотром вооружённых кораблей.

Американские купцы увидели в русских не конкурентов, а партнёров. Люди Баранова остро нуждались в продовольствии и промышленных товарах. Из России они поступали с перебоями и в недостаточном количестве. Тогда колонисты стали продавать шкуры каланов «бостонцам», как тогда называли жителей США в России.


Вид на Ново-Архангельск Рисунок Александра Ольгина, 1837 год

Отбитую у тлинкитов Ситку стали называть островом Баранова. За её отвоевание сам правитель Русской Америки получил из далёкого Санкт-Петербурга орден Святой Анны второй степени. Взамен разрушенной Михайловской крепости там построили новое поселение — Ново-Архангельск, ставший фактической столицей Русской Америки. После покупки Аляски американцами город переименовали в честь индейского названия острова — Ситка.

Баранов исполнял свои обязанности вплоть до 1818 года, и делал это очень эффективно. В 1806-1818 годах он отправил в Россию шкур на сумму в пять раз большую, чем получил оттуда помощи промышленными товарами.

«У Баранова острый ум, непринуждённые манеры и умение держать себя. Он пользуется величайшим уважением индейцев, смотрящих на него со смешанным чувством любви и страха.» Джон Вульф, американский шкипер

Первый правитель Русской Америки настолько освоился на новой земле, что даже женился на коренной жительнице. В браке у них родилось трое детей. В 1818 году Баранов оставил должность и решил вернуться на историческую родину, а в апреле 1819 года скончался на пути в Петербург возле индонезийской Явы.

Русская Америка, главное дело жизни Баранова, пережила его всего на 48 лет. Достойного преемника первопроходцу не нашлось, и для российских властей далёкая колония стала обузой. В 1867 году император Александр Второй продал Аляску США за 7,2 миллиона долларов. В ту пору два государства связывали дружественные отношения, и продажа северной территории их только укрепила.


Российская Аляска на карте мира за 1860 год. Жёлтым цветом выделены места проживания алеутов и эскимосов, серым — тлинкитов

В России популярен миф, что императорское правительство Аляску американцам «отдало даром». Якобы перевозившее сумму выкупа в золоте судно затонуло вместе со всем грузом. В действительности никакого «золота за Аляску» не существовало. 95% платежа американцы закрыли поставками в Санкт-Петербург железной дороги, а остаток выплатили наличными.

Европейская колонизация других частей света для современного человека может показаться априори преступной. Процесс нередко сопутствовали порабощение коренных жителей, массовые убийства и уничтожение местных государств и культур. В этом контексте колониальная политика первого правителя Русской Америки Александра Баранова выглядит гуманнее общепринятой. Баранов систематически избегал вооружённых конфликтов, предпочитал решать споры дипломатией и только отвечал насилием на насилие.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.