30 июля в Вене завершился очередной раунд переговоров между Соединенными Штатами и Россией по контролю над вооружениями, однако устранить многочисленные разногласия не удалось. Стороны не смогли достичь какого-либо консенсуса по вопросу о пролонгации Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), срок действия которого истекает в феврале 2021 года.
С тех пор, как в Вашингтоне к власти пришла администрация Трампа, безответственное поведение Соединенных Штатов привело к резкому падению международного авторитета страны. Чтобы сохранить свое доминирующее положение в международных делах Вашингтон испробовал все доступные средства.
Во-первых, у сегодняшней Америки полностью отсутствуют нравственные стандарты, и она не желает брать на себя каких бы то ни было международных обязательств. Вашингтон унизил сам себя, когда перешел к политике «Америка прежде всего». Во-вторых, так называемые панацеи, универсальные средства от всех проблем, такие как демократия и права человека, утратили прежнюю эффективность, поскольку люди во всем мире пришли к пониманию того, что Соединенные Штаты придерживаются двойных стандартов по многим проблемам. В-третьих, Америка постоянно «играет мускулами». Даже своим ближайшим союзникам она угрожает санкциями под предлогом «обеспечения безопасности».
Хотя политическая элита США давно проводит политику сдерживания и экономических санкций в отношении России, ее влияние на внешнеполитический курс Москвы, судя по всему, не оправдывает ожиданий Вашингтона.
В Белом доме хорошо понимают, что на переговорах с Москвой не удастся легко достичь сделки по таким вопросам как контроль над вооружениями и пролонгация договора СНВ-III. Все дело в том, что Россия четко осознает, что политики, военные авантюристы и финансовые олигархи, продвигающие доктрину «Америка прежде всего», не готовы к честному сотрудничеству с кем-либо. Поэтому, даже если договор будет пролонгирован, это не приведет к изменению основной стратегии США по разработке и производству передовых усовершенствованных вооружений для сохранения своей глобальной гегемонии.
Необходимо подчеркнуть, что проводя крайне жесткую политику в отношении России, Соединенные Штаты одновременно пытаются переманить Москву на свою сторону в конфликте против Китая. Некоторые западные СМИ и внешнеполитические эксперты считают, что США следовало бы использовать «трещины» в отношениях между Россией и Китаем, чтобы не допустить дальнейшего роста китайского влияния и избежать формирования китайско-российской коалиции против Америки.
Недавно Соединенные Штаты устами своего президента активно приглашали Россию присоединиться к расширенному составу «большой семерки» G7, а также хотели вовлечь Китай в переговоры по новому договору СНВ между США и Россией. Эти шаги были истолкованы в Пекине как попытки Вашингтона вбить клин между Россией и Китаем.
Однако, между Китаем и Россией идет тесное сотрудничество на уровне центральных правительств. Об этом говорит и тот факт, что Москва неоднократно отвергала наживки, подбрасываемые Вашингтоном. Соединенные Штаты использовали уже и «мягкую силу» и «умную силу» (комбинацию «мягкой» и «жесткой» силы), чтобы разобщить Китай и Россию. Именно поэтому в последние годы в американских СМИ резко возросло количество материалов, направленных на то, чтобы спровоцировать напряженность между Китаем и Россией, оттолкнуть друг от друга народы и оклеветать их укрепляющиеся связи.
Как и в Китае, в России имеются так называемые аналитики и наблюдатели, которые умело распространяют эту пропаганду, выступая коллаборантами в словесной войне и «играх разума», инициированных Соединенными Штатами. Пекину и Москве следовало бы обратить на этих людей более пристальное внимание.
В сложившихся условиях особенно важно развивать дружбу и сотрудничество между народами Китая и России. Руководству обеих стран необходимо укреплять общественную поддержку всеобъемлющего стратегического партнерства и создавать прочный фундамент для координации политики в новую эпоху.
Китайско-российское культурное сотрудничество и связи между людьми нуждаются в срочной поддержке и укреплении за счет преодоления существующих недостатков, а также устранения последствий пандемии коронавируса.
Продолжая внедрять передовой опыт и проводить такие мероприятия как «год культуры» и «год туризма», две страны могли бы также разработать новые механизмы, отвечающие требованиям стремительно меняющейся ситуации.
Целью этой политики является дальнейшее улучшение взаимопонимания и дружбы между народами двух стран, поощрение контактов талантливых людей, знакомых с культурой и языком друг друга, а также содействие прагматическому взаимовыгодному сотрудничеству и общему развитию.
Более значительную роль в достижении этой цели могла бы сыграть Ассоциация дружбы Россия-Китай и китайско-российский Комитет дружбы за мир и развитие, включая такие структурные элементы последнего как подкомитеты по культуре, образованию, науке и технологиям.