Перед Индией стоит сложная внешнеполитическая проблема. Наряду с тем, что Нью-Дели остро нуждается в противовесе против Пекина на фоне недавней вспышки напряженности, он также предпочел бы сохранить свой нейтралитет в геополитическом противостоянии между Китаем и Соединенными Штатами в Индо-Тихоокеанском регионе.
В попытке разрешить это затруднительное положение Индия обратилась к неожиданному партнеру — России. В июне 2020 года министр обороны Индии Раджнат Сингх воспользовался своим визитом в Москву для участия в отложенном из-за пандемии Параде Победы, чтобы призвать Россию ускорить поставки военной техники. Некоторое время спустя, посол Индии в России озвучил идею участия Москвы в Индо-Тихоокеанской инициативе.
Эта идея снискала популярность среди многих стратегических аналитиков в Нью-Дели, и недавно Индия обсуждала возможность привлечения России к трехстороннему сотрудничеству с Японией. Но это было лишь начало: стало известно, что вопрос о привлечении России к региональному сотрудничеству с большой вероятностью будет включен в повестку дня ежегодного саммита Индия-Россия, который планируется провести в октябре нынешнего года.
Втягивая Россию в дела Индо-Тихоокеанского региона, Индия надеется избежать необходимости принимать трудные решения и выбирать сторону в продолжающемся противостоянии между Соединенными Штатами и Китаем. Кроме того, Нью-Дели рассчитывает спровоцировать раскол между Россией и Китаем, апеллируя к общим интересам обеих стран, касающимся свободы навигации в Южно-Китайском море и Индийском океане. Помимо других инициатив, Индия и Россия в настоящее время сотрудничают в развитии морского сообщения между индийским портом Ченнай и Владивостоком, и успех этого морского пути, безусловно, будет зависеть от мира в Южно-Китайском море.
Если удастся убедить Москву в том, что китайская агрессивная политика представляет собой источник угрозы, то, по мнению Нью-Дели, она станет полезным партнером в Индо-Тихоокеанском регионе. Присутствие еще одной крупной военной державы, способной обеспечить противовес Соединенным Штатам и Китаю, поможет превратить биполярное геополитическое противостояние в многополярную арену, где у средних стран, таких как сама Индия, будет больше пространства для маневра. Чтобы планы Нью-Дели сработали, Россия должна увидеть в возможной китайской гегемонии в Индо-Тихоокеанском регионе такую же угрозу, какую видят Индия, США, Австралия, Япония и другие страны.
Тем не менее, похоже, шансы складываются против Нью-Дели. Одним из существенных факторов здесь является экономическое влияние Китая на Россию: уже более десяти лет Пекин является крупнейшим торговым партнером Москвы, а по состоянию на 2018 год на долю Китая приходилось более 15 процентов от общего объема ее товарооборота. Учитывая тот факт, что российская экономика задыхается под давлением западных санкций и разрушительных последствий пандемии коронавируса, степень этой зависимости, скорее всего, будет лишь нарастать.
В то же время, совершенно не опасаясь китайского влияния, Россия в последние годы заметно активизировала сотрудничество, постоянно расширяя диапазон общих интересов. В частности, в разных частях мира экономическая мощь Китая дополняет российское военное присутствие. Например, в Сирии обе страны выступают с общих позиций, и военное наступление России в поддержку президента Башара аль-Асада идет параллельно с углублением экономических связей между Китаем и Сирией.
Точно так же, обе страны противостоят американской политике «максимального давления» на Иран. В этом месяце они солидарно проголосовали в Совете безопасности ООН против предложения Вашингтона о пролонгации оружейного эмбарго в отношении Тегерана. Вскоре после этого, обе страны начали предпринимать совместные усилия по организации международного саммита по иранской ядерной программе, на котором президент США Дональд Трамп Штаты, по его собственным словам, вряд ли будет присутствовать.
Кроме того, в то время как Китай помогает России удерживать на плаву ее экономику, Россия в ответ укрепляет военную мощь Китая. В период с 2014 по 2018 год на нее приходилось до 70 процентов китайского импорта вооружений, и это является явным признаком углубления стратегической конвергенции между двумя странами.
Учитывая поступательное сближение национальных интересов, наиболее вероятно, что Москва будет рассматривать рост китайского влияния в Индо-Тихоокеанском регионе как козырную карту против Запада. Москва до сих пор не возражала против китайских территориальных претензий в Южно-Китайском море, и у нее нет для этого никаких оснований.
Более того, для Индии присоединение России к Индо-Тихоокеанской инициативе оказалось бы даже контпродуктивным, не в последнюю очередь потому, что это вызвало бы ярость союзников Нью-Дели в регионе и нанесло бы ущерб их внешнеполитическим интересам. Возьмем для примера Четырехсторонний диалог по безопасности (Quad), включающий такие страны как Австралия, Индия, Япония и США. После десятилетия бездействия Индия вновь продемонстрировала интерес к этому объединению и предприняла целый ряд мер в этом направлении. В сентябре 2019 года она приняла участие в первом совещании Quad на уровне министров. За ним последовали антитеррористические учения в конце того же года и конференция по проблемам, связанным с пандемией Covid-19, в начале нынешнего года.
В последнее время Соединенные Штаты используют этот импульс для формирования «альянса демократий» в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе выдвинув устами президента Трампа предложение о расширении «большой семерки» до «большой десятки» с участием Индии. Как недавно утверждал один из наиболее известных экспертов по стратегическим вопросам Раджа Мохан, Индия довольно тепло относится к подобным инициативам, и Нью-Дели уже движется в этом направлении на протяжении последних лет.
Таким образом, продвижение идеи российского участия в Индо-Тихоокеанском сотрудничестве, в тот момент, когда и Россия и Китай находятся в конфликте с Западом из-за демократических принципов, не будет служить никакой цели, а лишь ослабит привлекательность самой Индии как надежного партнера в глазах ее главных союзников.
Помимо обеспокоенности по поводу отношений с Западом, существует еще один важный фактор: Индия всегда утверждала, что она заинтересована в выходе АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) на центральную позицию в регионе. Едва ли включение в число игроков такой крупной державы как Россия будет способствовать достижению этой цели.
В Нью-Дели ошибочно полагают, что Россия может помочь сделать индийскую политику неприсоединения более жизнеспособной. На самом же деле, напротив, Россия просто склонит чашу весов в пользу Китая, что значительно осложнит положение Индии и вызовет гнев ее союзников. Поэтому Индия поступила бы весьма мудро и дальновидно, отказавшись от этого Троянского коня, то есть оставив попытки вовлечь Москву в дела региона.