Система автономного вождения на автострадах устанавливается на автомобили Tesla уже более пяти лет. За это время она стала причиной резонансных ДТП и зарекомендовала себя как одна из самых спорных опций. Автопроизводитель поспешил изменить юридический статус автопилота и назвал его лишь «помощником вождения», чтобы возложить всю вину за аварии на водителей, обязанных по закону управлять автомобилем, следя за дорогой. Однако автономное вождение очень коварно, оно притупляет бдительность, заставляет водителя расслабиться и отвлекаться, словно он находится не за рулем, а на пассажирском месте. Машина может ехать без проблем часами, делая этот процесс скучным и провоцируя полную передачу управления электронике. Водитель стремится заниматься какими-то другими делами, к примеру взять в руки планшет для просмотра кинофильма. Естественно, рано или поздно это плохо кончается для всех.
Оглавление:
Не увидел полицейские проблесковые маячки
Очередная авария с участием Tesla и его системы автономного вождения ADAS произошла около полуночи 26 августа 2020 года в штате Северная Каролина (США). Полицейская машина Dodge Charger округа Нэш работала на автостраде 64 недалеко от города Роли. Экипаж был вызван на оформление аварии между легковыми автомобилями и перекрыл часть дороги, чтобы обезопасить место происшествия. Полицейские включили проблесковые маячки. Через некоторое время к ним присоединились другие патрульные машины, чтобы помочь быстро справиться с затором.
Однако неожиданно в заднюю часть Dodge Charger на полном ходу врезался электрокар Tesla Model S, который находился под управлением автономной системы ADAS. Полицейские вовремя заметили мчащийся автомобиль и отскочили. А вот стоящие патрульные машины сильно пострадали. Только по счастливой случайности никто не погиб. Водитель Tesla Model S, 66-летний врач скорой помощи Девайндер Голи, тоже выжил. Почти сразу он признался, что за рулем смотрел кино на планшете.
Девайндер Голи был задержен и обвинен полицией в нарушении правил передвижения и «просмотре телевизора за рулем».
Не распознал эвакуатор
Похожая авария произошла на МКАД летом 2019 года. 41-летний водитель Алексей Третьяков включил систему автономного вождения ADAS на Tesla Model 3 и отвлекся на своих детей, которые сидели в специальных креслах. Машина ехала по левой полосе со скоростью около 100 км/ч. Сгущались сумерки, и пошел дождь. В свете фар и фонарей камеры не заметили очертания эвакуатора, который работал в левой полосе на обочине, выступая одним краем на проезжую часть. Произошло столкновение, в результате которого взорвались батареи Tesla Model 3 и начался пожар. Благодаря оперативным действиям очевидцев никто не погиб, однако машина была уничтожена. Водитель признал свою вину в том, что отвлекся от дороги.
Не заметил грузовик
Еще один инцидент произошёл 1 марта 2019 года в городе Делрей-Бич в штате Флорида (США) на федеральной автостраде 441.
По данным Национального департамента по безопасности на транспорте (NTSB), водитель электромобиля Tesla Model 3 Джереми Берен Баннер ехал со скоростью 109 км/ч и врезался в пересекавший трассу грузовик с полуприцепом.
Водитель фуры выворачивал с прилегающей территории фермы и хотел повернуть налево, но затормозил на перекрёстке, чтобы пропустить другой транспорт. В результате ДТП Tesla Model 3 влетела на полном ходу под белый прицеп грузовика и сорвала себе крышу. Водитель погиб на месте. В этот момент на Tesla Model 3 был включен автопилот.
Ровно в такой же ситуации автоматика Tesla не сработала в первой смертельной аварии с отставным бывшим морским пехотинцем Джошуа Брауном в 2016 году. Водитель за рулем смотрел фильм про Гарри Поттера и включил автопилот. Автомобиль не смог распознать белый прицеп грузовика и на полном ходу влетел под него. Водитель погиб.
Виноваты не только люди
Компания Tesla поспешила заявить, что во всех происшествиях виноваты водители, которые отвлекались от дороги и не следили за действиями автопилота. Однако аварии случались и с теми, кто точно следовал инструкции и эксплуатировал устройство правильно. К примеру, странная авария произошла с Tesla Model X 23 марта 2018 года.
Кроссовер врезался в разделительный барьер в городе Маунтин-Вью в Северной Калифорнии (США). Водитель Вэй Уолтер Хуанг накануне ДТП жаловался, что автомобиль ведет себя странно на шоссе. Автоматика делала опасные ошибки на дороге. Хозяин дважды отвозил автомобиль в сервис, но там поломку не обнаружили.
В отчете NTSB отмечается, что на съезде с магистрали US-101 автомобиль внезапно принял влево и со скоростью 114 км/ч врезался в буфер разделительного бетонного ограждения. У кроссовера оторвало переднюю часть, корпус развернуло против часовой стрелки, и в него врезались еще два автомобиля: Audi A4 и Mazda 3.
По данным с бортового компьютера Model X, беспилотный режим был активирован в течение последних 19 минут. За это время системы автомобиля выдали водителю два визуальных и одно звуковое предупреждение о необходимости держать руки на руле. Согласно показаниям датчиков, водитель следил за дорогой и не отвлекался. Он клал руки на руль и вновь снимал их, как того требовал компьютер. В течение последней минуты перед аварией водитель держал руль в течение 34 секунд, затем убрал руки, и через 6 секунд автопилот резко бросился на бетонный отбойник, словно ждал удобного случая. Аккумулятор Tesla взорвался, и начался пожар. Очевидцы аварии вытащили водителя, но от полученных травм он скончался.
Смертельные пожары
8 мая 2018 года в американском городе Форт-Лодердейле во Флориде на шоссе А1А электромобиль выехал с дороги на тротуар и врезался в бетонную стену, после чего загорелся. Два 18-летних молодых человека не смогли выбраться из кабины и погибли в огне.
24 февраля 2019 года Tesla Model S вылетела с дороги и врезалась в одну из пальм в Майами в штате Флорида. Автомобиль загорелся, и оставшийся внутри водитель сгорел. Как утверждается в отчете, автопилот не смог вписаться в разметку и допустил смертельную ошибку.
В апреле 2019 года Tesla Model X, двигаясь на автопилоте, чуть не вылетела с горной дороги. Автоматика не смогла вписаться в поворот, и водитель попытался резко отрулить в сторону от пропасти, но не рассчитал маневр и врезался в отвесную каменную скалу. Он не пострадал.
В общем, череда этих неприятностей с системами электронного вождения уже вызывает вопросы у специалистов Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA). Ведется расследование причин происшествий, и компанию Tesla могут заставить перепрограммировать свой автопилот, чтобы он отключался, если водитель не держится за руль. Но тогда зачем эта система нужна в автомобилестроении?