Вместо того, чтобы сконцентрировать усилия на разработке собственной новой стратегии для Африки, Россия обрушилась на Соединенные Штаты с критикой по поводу финансирования образовательных программ, средств массовой информации и неправительственных организаций. Аналитические обзоры, а также наблюдения дипломатов, политических экспертов и ученых свидетельствуют о том, что Россия непрестанно обвиняет иностранных игроков в Африке в неоколониальной политике.
Признавая, что Россия проявляет повышенный интерес к Африке, многие эксперты говорят о том, что постоянная конфронтация России с Соединенными Штатами и другими западными державами способна лишь вызвать гнев у африканских лидеров, чьи слаборазвитые в экономическом отношении страны пользуются значительной поддержкой Запада. Хуже того, необдуманная и агрессивная критика скорее способна создать атмосферу, напоминающую времена холодной войны и ухудшить имидж России в Африке.
В нынешних стремительно меняющихся условиях, на фоне многочисленных вызовов в Африке, иностранные партнеры постоянно пересматривают свои экономические прогнозы и активно инвестируют значительные средства для достижения долгосрочных целей развития, в то время как африканские страны делают выбор, исходя из собственных потребностей и видения будущего. В результате, наблюдатели и люди, формирующие общественное мнение, сталкиваются с большими трудностями в попытках разобраться, кто в какую игру играет, где и как.
«Идеализм, непомерно большие надежды и извечные мечты русских об Африке, полностью освобожденной от неоколониального угнетения со стороны западных держав, прежде всего Соединенных Штатов и некоторых стран Европейского Союза, лишь стимулируют конкуренцию. Возможно, России следовало бы принять правила игры, присоединиться к этой конкуренции и изменить ситуацию с помощью выполнения собственных обещаний», – сказал в интервью онлайн-изданию indepthnews.net высокопоставленный представитель Африканского Союза, пожелавший остаться неизвестным.
Он отметил, что политика Африканского союза заключается в поощрении внешних игроков, независимо от их географического положения, будь то бывшие колониальные державы Европы или страны Персидского залива, или азиатские страны, такие как Китайская народная республика, которая осуществляет масштабные корпоративные проекты, включая строительство новой штаб-квартиры Африканского Союза в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
В своем еженедельном брифинге для прессы 23 июля пресс-секретарь Министерства иностранных дел России Мария Захарова раскритиковала поддержку Соединенными Штатами образовательных программ, СМИ и НПО в Африке. Она заявила, что «под предлогом повышения прозрачности государственного управления и стабильности судебной системы на африканском континенте они финансируют усилия по поиску «руки Кремля» вполне в духе «охоты на ведьм».
«Учитывая нынешнюю ситуацию в Соединенных Штатах, сейчас не самый подходящий момент для наведения порядка в Африке. Лучше бы Америке начать с себя, у них и дома еще много работы, – сказала она. – Нам ничего не остается, как объяснять, почему мы негативно воспринимаем это стремление Вашингтона разрушить благоприятный социально-политический фон в отношении России, который стал особенно очевидным после саммита Африка-Россия в Сочи в октябре 2019 года. Создается впечатление, что США намеренно поощряют антироссийские публикации в африканских СМИ и пытаются изображать Россию как дестабилизирующую силу. Мы убеждены, что подобные методы недобросовестной конкуренции и дезинформации свидетельствуют о том, что не существует никаких веских доказательств так называемой российской пропаганды, и это тоже является следствием неэффективности США в области публичной дипломатии».
Дэвид Шинн, бывший посол США в Эфиопии и Буркина-Фасо, сказал: «Несмотря на усилия по возрождению связей со странами Африки после саммита в Сочи, сохраняется впечатление, что Россия все же преувеличивает проблему. Я сомневаюсь, что американские гранты предназначены специально для противодействия российской пропаганде. Честно говоря, я не могу себе представить, что политика США в сфере общественной пропаганды в Африке ориентирована на Россию, которая значительно сократила свои программы и в целом свернула активность на этом континенте. Учитывая, что Африка сейчас привлекает много внимания, России стоило бы улучшить собственную работу на континенте, а не тратить время на критику американской якобы недружелюбной политики».
Хотя Соединенные Штаты действительно поддерживают и спонсируют некоторые программы, направленные на развитие средств массовой информации и НПО в Африке, это относительно небольшие усилия, цель которых, по словам бывшего дипломата, на протяжении многих лет состоит в том, чтобы превозносить преимущества западных идей и ценностей, таких как свобода прессы.
Бывший научный сотрудник юридического факультета Высшей школы экономики в Москве Пунсара Амарасингхе считает, что России следовало бы воздержаться от критики в адрес конкурирующих иностранных игроков и приложить больше усилий, чтобы показать, что она сама может предложить Африке. Он отметил: «России необходимо возродить свои старые связи в африканских странах. Сейчас она поддерживает присутствие в оборонном секторе некоторых стран, но предстоит сделать еще очень много, особенно в таких сферах как инвестиции и энергетика. Еще одной серьезной проблемой является отсутствие российской «мягкой силы» в африканских государствах, и это препятствует реализации ее глобального проекта, в то время как Британия, Франция, и даже Китай и Индия наращивают свою «мягкую силу» в Африке. В целом Москве следовало бы не ограничиваться поставками вооружений, а обратиться к таким секторам как средства массовой информации, образование и неправительственные организации».
Он напомнил, что все еще существуют ностальгические воспоминания о тех временах, когда Советский Союз поддерживал идею равенства в области науки и образования, предоставляя десятки стипендий молодым студентам в Азии, Латинской Америке и Африке во времена холодной войны. Однако, распад СССР и последовавшие за ним социально-политические потрясения резко ограничили возможности России в области образования и научных исследований.
В интервью indepthnews.net научный сотрудник Кейптаунского университета доктор Белонго Элизи Ишелоке заявил, что вместо критики политики США в Африке Россия должна помогать в усилиях по развитию континента, меньше говорить и больше действовать. Он считает, что Африка сегодня остро нуждается в партнерах, которые поддерживают демократические институты и подают пример демократии в своих собственных странах. «Настало время, когда лояльность колониальным метрополиям должна уступить место панафриканским идеям. Россияне должны предпринять конкретные практические шаги в направлении эффективного сотрудничества. На этот раз, особенно в том, что касается борьбы за ресурсы, я несколько пессимистично смотрю на возможности России изменить ситуацию или завоевать влияние в Африке, к которому она так стремится».
Бывший посол Республики Бенин в Российской Федерации доктор Анисет Габриэль Кочофа, ныне доцент Московского государственного университета, как и многие другие, заявил, что Африка сегодня является самым быстрорастущим регионом в мире и предлагает огромный потенциал для иностранных инвестиций. Он также отметил, что инвестирование в экономику африканских стран становится популярным трендом и приносит очевидные преимущества.
Касаясь развития демократических процессов, роста населения и дешевой рабочей силы, привлекающей инвесторов, Кочофа подчеркнул, что сегодня африканские рынки ориентированы на масштабное сотрудничество с европейскими и азиатскими партнерами, в отличие от тех времен, когда Африку использовали бывшие колониальные державы. По его словам, приход новых игроков дает континенту возможность выбирать лучших партнеров с учетом собственных интересов. Сейчас крупнейшими иностранными инвесторами являются Китай, Индия, Турция, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, в то время как прямые инвестиции из Европы сокращаются.
Сегодня, по его словам, Россия должна разработать стратегию среднего пути, которая была бы более эффективной и привлекательной с точки зрения бизнеса, а не основанной на конфронтации. Это будет работать на ее позитивный имидж в мире. Москве следовало бы предпринять шаги по изучению широкого спектра возможностей для продвижения своих социальных и культурных интересов в Африке.
Почти все эксперты признают, что Африка – это континент будущего. Она открыта для разнообразных форм сотрудничества, однако, учитывая, что между инвесторами существует интенсивная конкуренция, Москва вынуждена активизировать свои связи в социальной сфере, последовательно реализуя все больше инициатив в африканских странах.