Странное детство
Эдуард Успенский впервые женился в 1963 году на Римме, с которой вместе учился в МАИ. Спустя пять лет после бракосочетания на свет появилась дочь супругов Татьяна. До того времени, как девочке исполнилось 11 лет, она была счастливым ребёнком. Отец работал вожатым в детском лагере и часто брал дочь с собой, в их дом приходили друзья девочки, и все с удовольствием общались с Эдуардом Николаевичем. Он часто выступал перед маленькими слушателями и читал свои книги.
Если у отца и дочери возникали какие-то разногласия, мама защищала девочку, но после развода родителей жизнь Татьяны очень изменилась. О том, как строились после этого её отношения с отцом, Татьяна Успенская решилась рассказать лишь после того, как его не стало. Как призналась она в одном из своих интервью, до сих пор при воспоминании о том времени её охватывает почти животный страх, иногда поднимается температура и начинается аллергическая реакция.
После развода родителей дочь осталась с отцом, потому что у матери не было постоянного источника дохода, да и Эдуард Успенский решил, что ей с ним будет лучше. Правда, сама Татьяна вспоминает обо всём с неизменным ужасом. С каждым годом характер отца становился всё хуже, он не сдерживал собственные эмоции и кричал на дочь при малейшей провинности.
При этом он впадал в такое бешенство, что Татьяна стала его бояться. Ещё до развода родителей они всей семьёй ходили в секту Виктора Столбуна, а после Эдуард Успенский продолжал посещать «гуру». Когда же Столбун открыл «коммуну» для трудных подростков, отец решил отдать туда дочь на несколько месяцев. Там тоже было принято кричать на детей, использовать их на тяжёлых физических работах в поле или на ферме и применять постоянное психологическое давление.
Однажды Татьяна не выдержала и просто сбежала из секты во время очередных полевых работ. К счастью, отец её обратно отвозить не стал, оставил дома. Грубость и хамство отца не переставали удивлять Татьяну. Когда же она поступила в институт, всё стало ещё хуже.
Побег в замужество
Татьяна Успенская в одном из своих интервью рассказала о том, что в юности отец её несколько раз поколотил. Разгневавшись на что-то, Эдуард Николаевич мог отхлестать дочь по щекам, а после вытолкнуть из дома в домашней одежде прямо на мороз. Когда девушка замерзала, она шла не домой, а в домик к личному секретарю Успенского. Чтобы попасть потом в дом ей нужно было ещё вымолить отцовское прощение. Иногда Татьяна пряталась под стол, но отец, налившись яростью, мог вытащить её и ударить.
При этом ссоры отца и дочери могли возникать буквально на ровном месте: невинная просьба купить платье для выпускного или что-то в этом духе. Как заверяет Татьяна, отец привозил ей вещи из зарубежных командировок, только приобретал он их не в обычных магазинах, а в секонд-хенде. Он вообще не дарил дочери подарков, забывал поздравить с днём рождения, очень злился, если она поступала не так, как он велел. Эдуард Успенский не посчитал нужным побывать на выпускном вечере дочери, зато настоял на её поступлении в технический ВУЗ, хотя она очень хотела заниматься языками.
В 18-летнем возрасте Татьяна вышла замуж за однокурсника, лишь бы побыстрее вырваться из отчего дома. Только в семье мужа она поняла, что такое нормальные семейные отношения, когда на тебя не кричат по любому поводу и не считают съеденные тобой котлеты. Отец на свадьбе появился на несколько минут, а помогать молодой семье изначально был не намерен.
Татьяна Успенская признаётся, что ей горько вспоминать о человеке, который был её отцом. И стыдно, что премия «Большая сказка» за достижения в области детской литературы будет носить его имя. Но после того, как ей ответили, что имя премии было дано не за личные качества, а за творчество, она решила ничего никому не доказывать.
Прощение невозможно
Татьяна Эдуардовна живёт небогато и откровенно говорит: ей и больному сыну деньги бы точно не помешали. Отец сознательно оставил её и родных внуков (у Татьяны есть ещё взрослая дочь) без наследства. Зато давно, ещё при жизни, переписал на неё половину деревянного дома на Клязьме.
Дочь Успенского не огорчается по этому поводу, она и так знала: ничего хорошего от отца ей ждать не приходится. Она и сегодня считает, что именно из-за него, его постоянных криков, давления и даже побоев она стала неврастеничкой. Последние несколько лет они совсем перестали общаться, после того, как Эдуард Николаевич пригласил к себе внука, названного в его честь, а когда тот приехал, даже не позвал мальчика к столу, заставив ждать, пока он с женой пообедает.
Обида Татьяны Эдуардовны на отца настолько глубока, что она категорически отказалась идти на его похороны и на годовщину смерти. Она просто не хочет вспоминать о человеке, давшем ей жизнь. Иногда эмоции переполняют её, и Татьяна Успенская откровенно называет писателя, создавшего множество добрых детских произведений, домашним тираном и садистом.