Самолёт летает потому, что на него одновременно действуют несколько разнонаправленных сил — подъёмная сила крыльев тянет вверх, сила тяжести — вниз, тяга двигателей толкает вперёд, а сопротивление воздуха — назад. Любой сдвиг приводит к изменению вертикальной или горизонтальной скорости. Представим себе, что нам нужно резко сбросить скорость. Какие есть варианты?
Можно попробовать убрать тягу двигателей. Тогда лобовое сопротивление возьмёт верх и самолёт начнёт замедляться. Проблема в том, что это будет происходить относительно медленно, а нам надо затормозить прямо сейчас — так что одного лишь уменьшения тяги двигателей будет недостаточно. Вот здесь и пригодятся воздушные тормоза.
![Силы, действующие на самолёт Силы, действующие на самолёт](/system/images/000/222/022/content/afa6b051c82913b8b4dedec1e6b2c51f9ab2fac8.jpg?1601556038)
Главное преимущество воздушного тормоза перед колёсным — ему не нужно сцепление с поверхностью. Собственно, его основная задача — увеличить лобовое сопротивление летательного аппарата и, как следствие, — быстро уменьшить его скорость. В абсолютном большинстве случаев это будет происходить при посадке, хотя есть множество примеров использования тормозов в бою. Также им часто находили достаточно оригинальное «альтернативное» применение — например, в своё время пилоты «скайхоков» регулярно возили там фольгу, используемую для постановки пассивных помех.
Наличие воздушных тормозов — это особенность в первую очередь военной и лёгкой авиации.
В гражданской (хотя и на некоторых боевых самолётах тоже) чаще используются интерцепторы — это такие щитки на верхней поверхности крыла, которые в нужный момент поднимаются вверх. Их задача немного другая — не столько затормозить самолёт, сколько уменьшить подъёмную силу крыла. Во время торможения интерцепторы не дают самолёту «козлить», то есть попробовать снова оторваться от полосы.
![Воздушный тормоз на гражданском самолёте при посадке Воздушный тормоз на гражданском самолёте при посадке](/system/images/000/222/023/content/7187ffda4e086c52ca6f9ade02db94feb3c0a71e.jpg?1601556119)
![Интерцепторы на гражданском самолёте Интерцепторы на гражданском самолёте](/system/images/000/222/024/content/b6e18b6de17020a80b98788fa4f3b582e88cae1f.jpg?1601556279)
Приблизительно для этой же цели на болидах «Формулы-1» появилось антикрыло — оно создавало отрицательную подъёмную силу и обеспечивало лучшее сцепление с трассой. В случае с реактивной авиацией быстрое уменьшение скорости особенно важно в экстренных ситуациях, когда счёт идёт буквально на секунды. Например, при возникновении на борту нештатной ситуации во время взлёта, когда принимается решение о его прекращении или есть риск выкатиться за пределы полосы.
![Скайхок приземляется с выпущенными воздушными тормозами Скайхок приземляется с выпущенными воздушными тормозами](/system/images/000/222/025/content/58e2fadc4e516570f99574c093b4239af092769b.jpg?1601556336)
А ещё в СССР для МиГ-21 придумали оригинальную замену больших и тяжёлых интерцепторов — в нужный момент специальный механизм начинал перекачивать воздух с нижней поверхности крыла на верхнюю. Происходило сдувание пограничного слоя воздуха, и самолёт буквально «проваливался» вниз.
![Тормозной щиток на F-15 Тормозной щиток на F-15](/system/images/000/222/027/content/65fc5beebf1a230c4d8cc6251171053b4b9b5e62.jpg?1601556568)
Впрочем, от неё вскоре отказались: работала ненадёжно, да и в руках неопытного пилота легко становилась причиной аварии.