Ровно 15 лет назад началась последняя битва последней (надеюсь) войны России на Северном Кавказе. Утром 13 октября 2005 года 217 боевиков исламистской группировки «Кавказский фронт» совершили попытку захвата столицы Кабардино-Балкарии — города Нальчик.
Нападавшие были вооружены автоматами, ручными пулеметами, гранатометами и снайперскими винтовками. Им удалось на автомобилях ворваться в город, разделиться на небольшие мобильные группы и одновременно атаковать ряд зданий, в том числе аэропорт, военкомат, автовокзал, здание УФСБ, следственный изолятор, управление ОМОНа, три райотдела МВД и охотничий магазин «Арсенал».
Бои за город шли более суток и закончились для нападавших полным провалом. Заранее оповещенные о предстоящей атаке силовики дали им серьезный отпор, а оперативно введенные в город дополнительные войска с бронетехникой завершили разгром. В результате 97 исламистов было уничтожено и 70 захвачено в плен. В дальнейшем арестовали еще несколько боевиков, пытавшихся скрыться в городе.
В числе убитых был один из двух организаторов нападения — заместитель Шамиля Басаева Ильяс Горчханов. Второму — Анзору Астимирову (он же «амир Сейфуллах») удалось бежать, но в марте 2010-го его тоже ликвидировали. В результате нальчикского разгрома «Кавказский фронт» более никак себя не проявлял, а в 2007 году прекратил существование. Его остатки вошли в другую террористическую организацию «Кавказский эмират», просуществовавшую до 2015 года.
При отражении нападения и преследовании отступавших боевиков погибли 35 сотрудников силовых структур и 14 мирных жителей, ставших жертвами шальных пуль. 244 человека, в том числе 129 силовиков получили ранения. На этом фактически завершилась армейская фаза Второй Кавказской войны, а уцелевшие боевики более не пытались совершать военные операции и окончательно перешли к террористическим действиям.
В декабре 2014 года завершился суд над захваченными и сдавшимися участниками нападения на Нальчик. Пятеро из них были приговорены к пожизненному тюремному заключению, еще 49 получили длительные сроки в колонии строгого режима.