Медицина и здоровье

Патологоанатом ЦГКБ: «Лёгкие погибшего от ковида могут увеличивать массу в несколько раз»

Главный внештатный специалист по патологической анатомии регионального Минздрава, кандидат медицинских наук, заведующая патологоанатомическим отделением ЦГКБ Елена Балацюк рассказала, как COVID-19 поражает организм человека.

Число заболевших коронавирусом в Ульяновской области растет, кривая на графиках оперативного штаба круче, чем в июне. Например, летом суточный прирост на пике был в пределах 100-110 человек, сейчас — свыше 200. Растет и смертность. Поэтому усилены ограничительные меры, а губернатор Сергей Морозов обратился к населению с просьбой соблюдать масочный режим. Однако все еще немало тех, кто считает коронавирус выдумкой и не верит, что от него можно умереть. Чтобы скептики могли убедиться в обратном, журналист 73online.ru поговорила с врачом-патологоанатомом.

По словам заведующей патологоанатомическим отделением ЦГКБ Елены Балацюк, они исследуют тела умерших от COVID-19 или заболеваний, обострение которых он спровоцировал. Делается это для того, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз. Без вердикта патологоанатомов информация об умерших не уйдет в оперштаб. При наличии инфекционных заболеваний или подозрении на них, вскрытие обязаны проводить в 100% случаев, без этой процедуры родственникам не отдают тело умершего, что регламентируется федеральным законом.

— Прежде чем приступить к клинико-морфологическому исследованию, сертифицированный врач тщательно изучает историю болезни: диагноз, посмертный эпикриз, результаты прижизненных исследований, анализы, лабораторные исследования, — поясняет Елена Балацюк. — И только потом — вскрытие, которое проводит бригада из врача-специалиста, фельдшера-лаборанта, санитара. В дальнейшем работу с документацией и с гистологическим исследованием материала помогает осуществлять целая команда, включающая в себя и лаборантов, и медицинских регистраторов, и врачей-стажеров. Мы изучаем состояние органов умершего человека и либо подтверждаем COVID-19, либо опровергаем.

«Пылающая» трахея ярко-красного цвета, большие «резиновые» безвоздушные легкие, «реактивные» лимфоузлы… «Характерной чертой являются изменения трахеального дерева, бронхов, легких. Если есть полнокровие, кровоизлияния, изменение массы легких — в ковиде нет сомнения», — рассказывает доктор. При вскрытии легкие взвешиваются — эта процедура обязательна. Фиксируется значительное увеличение массы: при норме массы двух легких максимум до одного килограмма легкие, пораженные коронавирусом, могут весить до двух килограммов.

— Наблюдается значительное увеличение легочной ткани — ее объема, плотности, скапливается отечная жидкость. До двух раз могут быть увеличены селезенка и печень, а также лимфоузлы. Чаще всего осложнением инфекционного заболевания является острый респираторный дистресс-синдром — проще говоря, дыхательная недостаточность. В просвете альвеол наблюдается выход жидкости, которая выделяется из мелких кровеносных сосудов при воспалении. На фоне такой картины развивается полиорганная недостаточность, когда функционирование всех органов и систем нарушается, — поясняет Елена Балацюк.

Патологическая анатомия — наука, основанная на доказательствах. Чтобы подтвердить диагноз, проводятся гистологические исследования — изучаются тончайшие срезы тканей под микроскопом. Фрагменты тканей трахеи, легких, бронхов, селезенки, а также мазки из носоглотки отправляются в вирусологическую лабораторию особо опасных инфекций на переулке Комсомольском. И только когда вся информация будет собрана, умерший попадает в статистику регионального управления Роспотребнадзора по ковиду, в федеральный регистр умерших и в статистику сайта «СТОПКОРОНАВИРУС.РФ».

— Процедура имеет этапность. Патологоанатомы — не мясорезы в окровавленных фартуках. Мы должны работать с микроскопом и иметь красивый слог, чтобы, как писатель, сформулировать свое заключение, — добавляет специалист.

По ее словам, на вскрытие в зависимости от поражений и наличия хронических заболеваний требуется около 2-3 часов. Если рассматривать один конкретный случай, то на него необходимо потратить в общей сложности порядка 15 часов — от момента передачи медицинской документации до окончательной точки над i. В целом врач-патологоанатом согласно федеральным законам имеет право работать с медицинской документацией умершего пациента на протяжении до 45 суток: «Как правило, диагнозы, которые указаны в справке о смерти человека, являются окончательными и достоверными в 90% случаев. По завершению исследования специалист оформляет окончательное патологоанатомическое заключение, которое хранится в архиве больницы».

Елена Балацюк рассказала, что отрицательный мазок на коронавирус (ПЦР-тест) не означает, что вируса в организме человека нет. Вероятнее всего, вирус, попавший в организм человека, вызывает характерные для него осложнения, запускает цепь патологических процессов, которые заканчиваются вышеуказанным респираторным синдромом. Но в силу особенностей лабораторного исследования и интенсивного лечения человека препаратами, вирус не выделяется из секционного материала. Патологоанатом работает в противочумном костюме и полной амуниции, так как риск заражения COVID-19 продолжает быть высоким:

— Несмотря на то, что вирус считается неустойчивым в окружающей среде, нам встречаются положительные тесты и выделения коронавируса ПЦР-методом и на 2-3 сутки после смерти. Ковид продолжает оставаться в организме либо его частички. Береженого бог бережет, мерами безопасности пренебрегать не стоит, риск заразиться от умершего человека довольно высок. Врач работает с живым материалом — делает разрезы на внутренних органах, работает с кровью, вдыхает выделения. Поэтому мы надеваем на вскрытие противочумный костюм, фартук, нарукавники, маску, респиратор 3 класса защиты, сапоги и двойные перчатки. После работы амуницию обрабатываем и специальным образом утилизируем.

Как рассказала Елена Балацюк, морг ЦГКБ работает на всю Ульяновскую область. Географический диапазон большой — в Центральную горбольницу привозят умерших из ковидных госпиталей Ульяновска, а также муниципалитетов: Карсуна, Майны, Тереньги, Сенгилея, Новоспасского, Сурского, Барыша, Вешкаймы и других.

Напомним, по данным на 29 октября за сутки в Ульяновской области подтвердилось семь смертей от коронавируса, вылечились 225 человек. Сейчас ситуация в регионе такая: всего с начала пандемии выявлено 20 386 заболевших COVID-19. Из них 16 020 ульяновцев выздоровели, скончался 261 человек.

Дарья Косаринова

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.