Жители малых городов России лишены многих благ, которые доступны москвичам или проживающим в областных центрах гражданам. Государство оказывает значительную поддержку всем желающим открыть свое дело. В небольшом городе реализовать свои бизнес-идеи можно гораздо успешнее, чем в крупных городах, где конкуренция и требования больших инвестиций.
Перед всеми начинающими предпринимателями всегда стоит альтернатива: внедрить собственные идеи или купить франшизу и развивать в своем городе популярный и успешно себя зарекомендовавший бизнес.
Делая выбор, необходимо учитывать специфику малых городов, они имеют свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
- множество незанятых ниш, можно предложить новые виды услуг и товаров;
- инвестиции требуются гораздо меньшие, чем в больших городах (аренда дешевле, зарплаты меньше, транспортные расходы меньше);
- легче рекламировать свой бизнес в маленьком городе (все друг друга знают).
Недостатками являются:
- низкая покупательская активность и платежеспособность населения;
- избирательность в выборе видов бизнеса (многие ниши закрыты интернет-торговлей, перебить которую сложно);
- трудно найти специалистов на новые виды деятельности (особенно педагогов и программистов);
- в существующих сегментах сильная конкуренция;
- привычки населения, характерные для малых населенных пунктов (посещать определенные магазины, пользоваться услугами знакомых и приятелей).
Специалисты постоянно делают обзоры в интернете с рекомендациями по открытию своего дела в малых городах. Главное, чтобы новый бизнес приближал стандарты жизни к более высоким, принятым в мегаполисах. Обычно люди завидуют жителям столицы, которые могут пользоваться недостижимыми благами для провинциалов.
Возможности современных технологий позволяют некоторым образом компенсировать этот разрыв. Например, организация виртуальных туров по всем странам и музеям мира приблизит жителей к культурным ценностям. Открытие учебных центров для детей и взрослых на основе дистанционного получения знаний по разным профессиям, изучение иностранных языков, мастер-классы с лучшими мировыми специалистами могут быть довольно востребованными в небольших городах.