Каждый малыш с рождения реагирует на разные раздражители — яркий свет, музыку, прикосновение и др. Эти реакции называют непроизвольным вниманием. Они возникают сами по себе, и ребенок не может их контролировать.
По мере взросления малыш учится управлять своим телом и его возможностями. Приблизительно к 7 годам у него развиваются способности к сознательно направленному вниманию. Оно в отличие от непроизвольного не может возникать само по себе и формируется благодаря волевым усилиям. От того, насколько хорошо у ребенка развит этот тип внимания, зависят его успехи в школе: сможет ли он слушать учительницу, будет ли отвлекаться на соседа по парте, найдет ли ошибки, проверяя контрольную…
Поэтому этот тип внимания можно и нужно развивать, чтобы учеба оказались для ребенка посильной задачей.
О том, как это делать и какие упражнения помогут «прокачать» навык концентрации, «Летидору» рассказала педагог, старший тренер проекта «МОЗГОШКОЛА» Татьяна Барзаковская.
Я поделюсь несколькими простыми играми на развитие визуального, аудиального внимания, переключения внимания, которые можно понемногу включать в ежедневную рутину дошкольника. В них можно играть с одним ребенком или с группой ребят.
Оглавление:
- Упражнение на развитие визуального внимания и памяти
- Упражнение на развитие аудиального внимания и памяти
- Упражнение на развитие переключаемости внимания
- Упражнение на развитие направления внимания
- Упражнение на концентрацию внимания
- Упражнение на развитие способности переключаться от внешнего внимания к внутреннему (и наоборот)
Упражнение на развитие визуального внимания и памяти
Родитель расставляет на столе от 5 до 9 небольших фигурок (животные, геометрические формы, фломастеры, камушки и т.д.). Дети вместе с мамой вслух называют эти предметы. Потом ребята смотрят на фигурки в течение 10-20 секунд, закрывают глаза, а родитель убирает один предмет. Ребята открывают глаза и должны угадать, что пропало.
Для усложнения можно убрать несколько фигурок, а дети угадывают, что исчезло и где было расположено.
Упражнение на развитие аудиального внимания и памяти
Можно использовать разные предметы: музыкальные инструменты, пакеты (полиэтиленовый, бумажный); фольгу, крышки от кастрюль.
Сначала ребенок пробует, какие звуки издают все эти предметы. Потом отворачивается, а ведущий звучит каким-либо предметом. Ребенок угадывает, откуда исходит звук.
Depositphotos
Чтобы усложнить задачу, можно звучать похожими предметами: разными колокольчиками, разными пакетиками. И просить малыша улавливать оттенки звуков.
Эти навыки помогают в освоении языков и грамотной речи.
Упражнение на развитие переключаемости внимания
Лучший способ тренировать переключаемость внимания, показывать ребенку картинки «двойного виденья» — когда в одном изображении прячется два образа.
Например, лицо и ваза, старуха и девушка, заяц и утка и так далее.
Упражнение на развитие направления внимания
Здесь также подойдут иллюстрации. Например, такие, где на одной картинке нарисовано много одинаковых предметов и среди них надо найти один непохожий.
Упражнение на концентрацию внимания
В этом деле помогут игры-лабиринты, иллюстративные задачки, где надо взглядом следить за извилистой линией, соединяющей объекты.
Упражнение на развитие способности переключаться от внешнего внимания к внутреннему (и наоборот)
Внешнее, или сенсорное, внимание связано со способностью направлять восприятие органов чувств на объект окружающего мира, а также собственные действия с объектами.
Внутреннее внимание направлено на анализ состояния организма, способность концентрироваться на внутренней психической деятельности.
Чтобы ребенок мог переключаться от внешнего внимания в внутреннему, надо каждые полчаса просить его отвлекаться от деятельности и смотреть вдаль или на небо, обращать внимание на удаленные объекты, затем прислушаться к ощущениям в теле, пробежаться вниманием от мысков ног до макушки. По возможности скорректировать дискомфорт, если он обнаружен.
Для детей 3–6 лет желательно менять деятельность на занятии каждые 10-15 минут.
Упражнения на перевод внимания от внутреннего к внешнему обычно подбираются индивидуально по ситуации. Для этого можно обратиться к психологу или придумать самостоятельно с учетом того, что внутри себя ребенок концентрирует внимание.
Если ребенок чувствует усталость и/или рассеянность, быстро взбодриться, восстановить внимание и сосредоточиться ему поможет следующее упражнение (кстати, оно отлично подходит и взрослым!):
- Сядьте или встаньте ровно.
- Подвигайте бровями вверх-вниз 3-5 раз, широко раскрывая глаза всякий раз, когда брови идут вверх.
- Направьте взгляд влево-вверх, вперед, вправо-вверх 3-5 раз.
- Наморщите нос и поводите губами интенсивно вправо-влево, несколько раз.
- Улыбнитесь широко так, будто произносите долгий звук «ИИИ», хорошо, если вы почувствуете, что при этом оживились мышцы шеи. Переведите губы в позицию «трубочкой», будто произносите длинное «УУУУ», повторите 3-5 раз.
- Поднимите плечи вверх, отведите назад, разведите в стороны, опустите. Вернитесь в обычное положение. Повторите 3-5 раз.