Общество

Как определить настоящий казак или «ряженый»?

Казаки оказывается вообще не любят говорить на тему «настоящего казачества» и определения казачества вообще. Уж больно много примазавшихся к этой теме появилось последние годы. Все это я узнал в гостях у потомственного казака, художника, поэта, и просто очень творческого человека Максима Ильинова.

Конечно же я не мог не спросить у него про то, как же все таки выяснить настоящий ли казак передо мной или нет… а так же почему у Навального стрела в голове.

Заскочили мы в мастерскую Максима в Ростове-на-Дону буквально на минутку и по рабочему делу, а остались на несколько часов (до двух ночи) и чего только не обсудили и на какие только темы не поговорили со всей его семьей.

Первое время мы осматривались в мастерской среди феерии картин, образов, красок. Казачий поп-арт это фантастический современный стиль, новое слово в искусстве и национальной культуре казаков.

Фото 2.

Максим основатель и вдохновитель самых ярких казачьих творческих проектов. Рэп-группа «Атаманский Дворец», Казачий поп-арт, ведущий программы про внутренний туризм «Едем Дома» и кулинарной передачи «Уха из петуха», основатель галереи «Улей», журнала об искусстве «Моветон», главный художник казачьих национальных спортивных игр «Шермиции», автор поэтического сборника «Неудобно».

Максим Ильинов провёл 22 персональные и 100 совместных выставок. Выпустил 6 музыкальных альбомов в группах «Атаманский Дворец», ILIYA, «Диоген».

Этот человек участвовал в оформлении множества крупнейших мероприятий у нас в стране, включая Чемпионат по футболу в России (его работы в качестве официальной символики Ростова-на-Дону к ЧМ-2018 выбрала ФИФА. Наверняка еще половину того, где он участвовал или организует я не знаю.

Фото 4.

Его работы полны символизма и позитива.

Фото 5.

Конечно же основная тема — это казачество. Итак, как определить настоящего казака? Ответ простой. Достаточно спросить о его родовой станице. Настоящий казак ВСЕГДА и ОБЯЗАТЕЛЬНО знает свой род на несколько поколений.

Есть родовые казаки — они прекрасно знают, кем были их дед и прадед, они наследуют традиции и культуру своих предков. А есть вёрстанные, то есть люди без корней, принятые в это сообщество.

Вёрстанные казаки — это наследие начала 1990-х, когда вместо возрождения традиций все ринулись возрождать казачью службу, а из этого в итоге получилась квазислужба и квазивоинские подразделения. В погоне за формальной численностью Союз казаков верстал всех, кто хотел попасть в эту организацию. Набралось огромное количество людей, решивших показаковать. Были и те, которые приходили, верстались, делали себе интересные погоны, а после уходили играть в другое. Им толком не объяснили, что нужно делать. Большинство казаковали года полтора, а после отходили от этого.

Что из этого следует? Из этого следует то, что казаки убеждены, что они отдельный и самобытный НАРОД, который тесно вплетен в российскую историю, российское государство и связан с русским народом.

Фото 6.

Как то в СМИ ему задали вопрос: «Был у тебя такой момент, когда пришло озарение: я — казак?»

Вот, что он ответил: Лет 15 назад. Я прямо помню этот момент. Это было в Родионовке. Лежу я на песочке, рядом конюшня, лошади «фруфру». Лежу и думаю, что-то по истории у меня ничего не сходится. Понимаешь, я всю жизнь увлекался историей. Знал все войны со времен Древней Греции, всех генералов, кто, где, когда, ну все! И вот лежу я на этом песочке и вдруг понимаю — не сходится. Упоминания о казаках есть при Иване Грозном, они были на Куликовом поле, Дмитрию Донскому икону принесли, а ведь сословия появились позже на сотню лет. Не совпадают факты! А я знал, что я из сословия казаков, на могилах — деды в папахах.

Позвонил историку знакомому и спрашиваю: «Дим, прости за тупорылый вопрос, но могут казаки быть национальностью, а не сословием?» Он: «Ты че, Макс, прикалываешься? Конечно, это народ. Масса доказательств тому». И у меня — бац! — пазл собрался. Ведь у нас даже фенотипы разные, моя мама — из Центральной России, а по отцу — все казаки-станичники, и у них все другое: образ мыслей, реакция, логика принятия решений. Меня поражало, что жизнь в деревне мамы и бабушки зависела от председателя, а у отца в станице даже не знали, кто это. Всем пофиг, сами все мутили. Могли украсть зерна — накормить свиней, продать свиней — купить рыбу, рыбу поменять на раков, раков сбыть армянам.

Постоянно шел движ! Не воровством были богаты, а предприимчивостью. Могли легко договориться с цыганами, с азербайджанцами. А в Центральной России иноплеменник сразу входил в категорию «зверь», «чужак». У казаков я такого не наблюдал. В Кропоткине, где мы жили, много беженцев было с Кавказа, из Закавказья, и никаких конфликтов… Плюс кухня казачья, одежда, словечки, которые проскакивали. Все сошлось.

Вторая основная тема — регилия, соборность. Это основа казачества.

Фото 7.

Мужчина и Женщина. Для казаков тема ЛГБТ очень странная. Вот картина, состоящая из двух частей. Вместе они выглядят как единое целое и никак иначе.

Фото 8.

Предки Максима (справа).

Фото 9.

На злобу дня

А вот уникальная штука — картины из ЛЕГО. На самом деле тут столько элементов ЛЕГО, что это стоило бы огромных денег. Но Максим «кинул кличь» и дети принесли ему кучу ненужных остатков от конструкторов, которые он вместе с детьми пустил на творчество.

Вот это — это по сути не картина, это самая настоящая икона, которая освящена священослужителем. Называется она «Спас Нерукотворный» и на ее создание ушло более 9 месяцев.

Фото 10.

Икона состоит из обычных элементов LEGO-конструктора.

Как то, рассказывает Максим, на одной из выставок подходит к нему арабский шейх с переводчиками, показывает на «Спаса Нерукотворного» и жестом показывает «Сколько?». За сколько мол, продается? С каким же удовольствием, по рассказу Максима, он показал дулю этому шейху. Не продается!

Фото 11.

На самом деле все начиналось не с иконы.

Максим задумал Храм из Lego — это не в смысле здание из конструктора. Это нормальная, металло-бетонная конструкция с красивыми витражами, иконами и орнаментом из кубиков Lego. Изначально это была мировоззренческая концепция — около пяти лет назад мы начали придумывать храм при традиционном устройстве из нетрадиционных материалов. Храм из витражей, храм разных форм — будто раскрывающийся цветок, например. Мы хотели уйти от канонов архитектуры, но оставить каноны внутренние.

А потом, когда наши дети стали подрастать, я подметил, что когда у них много игрушек, они их постоянно делят. «Это мое, это твое, купи два одинаковых коня, одинаковые шоколадки». Тогда мы решили сделать первый крест из кубиков Lego.

Я предложил — папа потратит свое время, сделает чертежи и эскизы, а вы, дети, поделитесь Lego, который вам не нужен. Никто ничего насилу не забирал, это была миссионерская штука. Дети насобирали первый пакет и его хватило только на основание. Потом я эту историю показал в интернете — как взрослые из именных кирпичиков могут храм собрать, так и детишкам предложили жертвовать, чтобы мы потом за них молились. И пошел резонанс — родители показывали этот крест детям, рассказывали о его сути, и малыши стали передавать Lego.

Самое маленькое пожертвование — три детальки, причем ни одна из них не подошла — рука от человека, голова со стертыми глазами и колесо, ни к селу ни к городу, но все равно записали имя для молитвы. А потом мама этого малыша сказала, что ребенок не хотел отдавать весь Lego, но эти детали отдал с чистым сердцем (смеется). Смех смехом, но малыш потом принес пять нормальных деталей. А кто-то приносил пакеты по 10 кг. Так все вместе и дособирали крест.

Вот он этот крест на фото слева.

Фото 12.

Максим уверен, что традиционный мир не должен спорить с миром современным, дети начинают видеть, что утверждения типа «православный христианин не должен играть в Lego» — это неправда. Или если ты верующий человек, ты не можешь пользоваться телефоном или у тебя не должно быть дорогой машины. Это все глупости.

Духовный мир с материальным практически не соприкасается. Дети привыкают, что у них Интернет, игры, компьютеры, они смотрят в телескоп, но духовность это не портит, а только дополняет.

Фото 13.

Как церковь относится к подобным иконам, спросил я.

Вот ответ Максима: Батюшки прекрасно понимают, что, если художники обращаются к вере, говорят о ней, не проповедуют, но рассказывают, то люди принимают в религии большее участие. Многие батюшки видели мои работы и не осуждают их. Конечно, если бы в моих картинах было глумление, тогда справедливо можно было бы ждать претензий. Но глумления в них нет.

Претензии скорее можно получить от мирян или от нецерковных людей. В Грузии есть святой Гавриил Ургебадзе, про него недавно сняли шикарнейший фильм. Однажды он попал в психушку, там сделал крест из веника и им крестил. И тут встает вопрос: может ли человек молиться венику? Но Гавриил же не венику молился и не веником крестил, а крестом, который просто был сделан из веника. Как Козьма Прутков говорил, зрите в корень.

Фото 14.

А вот собственно то, зачем мы первоначально и приехали к Максиму. Ведь мы же ехали в рамках проекта питерских блогеров «НамПоПути», где мы обкатываем автомобили Chery Tiggo 8 и тестировали созданный питерскими блогерами бесплатный аудиогид по трассам «М-4» и «Таврида» на платформе izi.travel.

А Максим как раз озвучил весь аудиогид по М-4 и по Тавриде. . Вот на фото он как раз слушает свой голос в приложении izi.travel. Для этого проекта искали имено колоритных людей с характерным местным говором. И это здорово.

Фото 15.

Многое, о чем мы общались несколько часов я вам рассказать не смогу, но это останется в моей картине мира.

Фото 16.

Ах да, откуда взялся Навальный на картине Максима. Что это за сюжет? Оказывается в самый пик активности Алексея Навального многие решили, что он «борется с богатыми, что бы помочь бедным». И вот знакомый Максима, священник из казацкой среды, отправился в Москву специально встретиться с Алексеем Навальным. Встреча произошла, они поговорили. Священник вернулся в Ростов-на-Дону и в разговоре с Максимом сделал вывод: «нет, он не Робин Гуд». Вот так и появилась эта картина.

А еще мы в Ростове-на-Дону посетили небольшой, но очень атмосферный и УНИКАЛЬНЫЙ музей или точнее сказать культурно-выставочный центр на территории ДГТУ «Донская казачья гвардия»

Фото 17.

В музее вам расскажут о судьбе трех славных донских казачьих частей Русской императорской гвардии через подлинные документы, фотографии, форму, оружие и снаряжение. В основе экспозиции — частная коллекция ростовчанина Николая Новикова.

Экспозиция центра формировалась более 25 лет ростовчанами, неравнодушными к истории родного края, и включает в себя несколько сотен экспонатов. В нашей стране это единственный центр, представляющий подобную экспозицию. И только во Франции, в одном из пригородов Парижа, действует музей Лейб-гвардии казачьего полка, принадлежащий потомкам офицеров.

Фото 18.

Лейб-гвардии казачий полк ведет свою историю от Донской казачьей команды, присланной к императорскому двору 20 апреля 1775 г. в правление Екатерины II. Инициатива в создании этого формирования исходила от князя Г.И. Потемкина, предложившего отправить в Москву на празднование годовщины Кучюк-Кайнаджирского мира две команды знатных казаков с Дона, которые и сформировали собственный императорский конвой, с 1776 г. получивший название «Донская придворная команда». После восшествия на престол Павла I в 1796 г. придворные казачьи команды объединены с казачьим полком гатчинских Его императорского высочества наследника цесаревича войск (этот полк был учрежден в 1793 г.), переформированы в два эскадрона, и составили половину Лейб-Гусарского Казачьего полка, которому были пожалованы права и преимущества гвардии.

Через два года этот полк был разделен на два полка и с 1798 г. образован Лейб-гвардии Казачий полк.

Фото 19.

А вот и современные технологии: рассказ о гвардейских казачьих полках сопровождается демонстрацией программы дополненной реальности ZRENIE2.0, благодаря которой на глазах гостей оживают реальные исторические персонажи и события. Погрузиться в историю помогают реконструкторы в мундирах и с оружием разных эпох, а также коллектив казачьей песни.

Фото 20.

Вот посмотрите, можно встать в ряды казаков и сделать общую фотографию. При этом участники на экране планшета демонстрируют костюмы и рассказывают вам исторические факты в в интереснейшей театральной форме.

Фото 21.

Удивительно, но историю о воинской элите Дона можно услышать на русском, английском, французском и испанском языках. Буклеты «Донской казачьей гвардии» изданы на шести языках: русском, английском, французском, испанском, немецком и китайском.

Фото 22.

Интересная фишка, первый музей, в котором людям предлагают взять стульчики, сесть на них и слушать рассказ. Не мучают всех стоянием на ногах.

Фото 23.

По поводу элемента этой формы я уже задавал вам загадку: Что находилось в кармашке у офицеров?

Фото 24.

А вот родоначальник первых наручных часов. Офицерам на войне нужно было носить с собой часы, но типовые часы на цепочке конечно же было неудобно использовать и доставать. В результате появился ремешок, в который вкладывались часы на цепочке.

Фото 25.

Это еще не окончание рассказа о нашем путешествии. Оставайтесь на связи, #НамПоПути

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.