На днях, будучи озабоченным тем, что происходит во Франции, её президент Эммануэль Макрон выступил с инициативным заявлением о необходимости усиления границ зоны Шенгенского соглашения.
Это заявление прозвучало по итогам видеоконференции с канцлером Австрии и руководителями Европейской комиссии и Европейского совета. В том же эмоциональном спиче французского президента было анонсировано создание общеевропейского Совета безопасности. О том, что это за совет, с какими полномочиями, из кого он должен состоять и кем должен быть учреждён, Макрон многозначительно умолчал.
После известных событий с террористами-одиночками во Франции, нападением у синагоги в Австрии и другими как бы не связанными между собой трагедиями последних недель, поразивших воображение европейского обывателя, и без того утомлённого пандемией коронавируса, европейские лидеры задумались, как им на самом деле выстроить свой «железный занавес» от проникновения в Европу разного рода сомнительных и опасных персонажей.
Сама мысль в этом направлении как бы противоречит концепту последних трёх десятилетий по выстраиванию открытого мира на отдельно взятом континенте. Построение непроходимых границ, пусть и вокруг нескольких стран, напоминает забор вокруг нескольких колхозных хуторов. И конечно, такой подход прямо противоречит идеям глобализма, реставрировать которые (по крайней мере, для Европы) мечтают подползающий к Овальному кабинету Белого дома, возможно, 46-й президент США Джо Байден и его верная Камала.
А что остается делать европейцам?
Поток мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки, который Европа еле переварила пять лет назад (и то благодаря сделке с Турцией ценой €4 млрд в год), всё-таки дал метастазы экстремизма и терроризма. Тогда, в 2015 году Эрдоган пообещал за эти деньги фильтровать поток на территории Турции, где он создал лагеря для беженцев.
«Мы должны реформировать Шенген, чтобы он стал пространством безопасности!» — риторически восклицает Макрон. А как это можно сделать, когда Европа приняла за эти пять лет несколько миллионов беженцев — и сколько среди них неактивированных пока что террористов-одиночек, сказать с уверенностью сложно. Забор, конечно, хорошо, но кто будет фильтровать эту орду внутри? Реальных специальных служб практически не осталось ни в одной из стран ЕС. Те, что есть, носят декоративный характер вспомогательных структур для спецслужб глобальных (читай — американских), которые по понятным причинам сильно снизили свою активность по обеспечению безопасности в Европе в последние годы.
В этом свете предложение-мечта президента Пятой республики о создании общеевропейского Совета безопасности не так уж и нелогично выглядит. Действительно, действия хотя бы внутренних органов правопорядка стран Шенгенской зоны требуют постоянной и точной оперативной координации.
Существующие протоколы внутри Европейской комиссии явно носят бюрократический характер и недостаточны перед теми угрозами, которые возникли сегодня в отношении безопасности европейских граждан.
Выявление и нейтрализация «спящих» террористов в миллионной орде, распространённой по всем странам внутри Шенгенской зоны, — совсем не то, что борьба с мифической «русской угрозой», когда через лимитрофов-новичков Шенгена в базу SIS вносились отметки об «угрозе национальной безопасности» в отношении тех или иных российских граждан (политологов, журналистов, общественных деятелей, политиков), которые были кому-то неугодны как участники общественно-политического и гуманитарного обмена с европейскими коллегами. Такие рестрикции были приняты за последние несколько лет в отношении десятков российских граждан на срок от трёх до пяти лет! Справедливости ради стоит отметить, что МВД Франции всегда критически относилось к использованию Шенгенского протокола как инструмента политической расправы с зарубежным инакомыслием.
Кроме того, важно понимать, что теракты во Франции и Австрии стали триггером поднимающейся волны общественного давления на правительства европейских стран с требованием восстановить государственные границы внутри Европы. Пандемия и опасность распространения коронавируса в последний год прямо требуют жёсткого карантина. По крайней мере жёсткой фильтрации на входе с экспресс-тестированием на вирусы как биологические, так и ментальные. И где будут эти жесткие фильтрационные камеры — на границе Шенгена или на восстановленных государственных границах европейских стран, — зависит от скорости принятия соответствующих решений евробюрократами.
Как справедливо подчеркнул президент Макрон, «общественное мнение в странах, которые столкнулись с террористической угрозой, не сможет долго выдерживать открытые границы, если мы не проведём глубокую реформу Шенгенской зоны».
Надо полагать, что вызовы, с которыми столкнулась Европа за последние годы, приведут не только к усилению границ самого Шенгена или даже изменению принципов Шенгенского соглашения вплоть до его временной денонсации. Такие прекрасные вещи, как Шенген, работают во времена стабильности, регулярных и точных международных отношений, которые мир переживал в конце прошлого и начале нынешнего века. Этот благостный период в несколько десятилетий, к сожалению, закончился. И сама жизнь требует сегодня новых подходов, новых структур и новых лидеров — если не ради обеспечения уровня жизни, то ради сохранения самой жизни европейских граждан.
Для таких вызовов Франции и Европе нужен новый генерал де Голль. Может ли стать новым де Голлем Европы Эммануэль Макрон — вопрос риторический.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.