Договор о свободной торговле с 14 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, подписанный недавно Китаем в корне меняет все мировые экономические расклады. И дело не только в том, что речь идёт о странах, в которых живёт третья часть всего населения Земли, но и в том, что в сделке приняли участия вчерашние верные союзники, читай вассалы, Вашингтона — Япония, Австралия и Южная Корея, почувствовавшие явное ослабление теперь уже бывшего гегемона.
Журналисты издания «Взгляд» подробно разбирают важность подписанных соглашений и то, чем они отличаются от форматов АСЕАН и АТЭС, куда входит и Россия. Фактически речь идёт о первом торговом соглашении, которое объединяет Китай, Японию и Южную Корею и по предварительным оценкам экономистов может добавить почти в мировую экономику 200 млрд долларов уже к 2030 году.
По мнению доцента кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Игоря Хмелева, всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, или ВРЭП – это новое стратегическое решение стран Азиатско-Тихоокеанского региона и в отличие, например, от АТЭС, участие в котором не налагает на никаких обязательств в отношении таможенных пошлин и других инструментов регулирования внешней торговли, здесь всё по-другому. По сути, ВРЭП может стать согласованной зоной свободной торговли наподобие ЕС или Северной Америки, только гораздо масштабней.
С мнением коллеги соглашается директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС Вилен Вардапетян.
«ВРЭП по сути является развитием экономических взаимоотношений между странами АСЕАН и других стран Азиатского региона, которое позволит ускорить темпы роста взаимных инвестиций и взаимной торговли», – считает Вардапетян.
Важность нового экономического альянса, который стал поистине уникальным, объединив страны, чьё тесное сотрудничество ещё некоторое время назад в силу политических причин просто не возможно было представить (Китай, Япония, Австралия и Южная Корея), ещё и в том, что созданное в 2016 году по инициативе США Транстихоокеанское партнерства (ТТП) фактически разрушено грубыми и односторонними шагами администрации уходящего американского президента.
«Страны поставили на первый план экономическую выгоду, а не политические соображения. В новом объединении Китай участвует совместно с Японией и Австралией – странами, которые политически относятся к Западу», – указывает Игорь Хмелев.
По мнению эксперта подписанные договорённости стали живым свидетельством развала так называемого глобалистского подхода к экономике и созданию союзов на основе региональных интересов стран-соседей.
«Нет никаких оснований утверждать, что главную выгоду от участия в новом объединении получит Китай. Для других стран поставка товаров по сниженным пошлинам на рынок с населением в 1,5 млрд человек и с растущей покупательной способностью является, безусловно, выгодной», – говорит Хмелев.
Тем не менее, главная роль в создании нового мощного экономического союза принадлежит именно Китаю. И власти КНР главные выгодоприобретатели в этом процессе, во всяком случае, с политической точки зрения это безусловно.
Все попытки Вашингтона сдержать Китай провалились, и нынешние США всё больше напоминают старуху у разбитого корыта в финале знаменитой сказки Пушкина. Слишком размахнулись они в своих амбициях, а история такого высокомерия не прощает.
«Штаты потратили много сил на сдерживание КНР, но, судя по всему, ничего не вышло. Страны АТР поспешили присоединиться к этому крупнейшему союзу, так как, видимо, признали лидерскую роль Китая в создании нового типа экономики. ВРЭП в геополитическом контексте очень серьезная перестройка всей мировой экономической системы, не первый, но сильный шаг к этому», – считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.
Но наиболее болезненным ударом для США стала не только яркая демонстрация бывшими вассалами, что они выходят из подчинения потерявшему хватку и авторитет хозяину, но и то, что Китай, в том числе и за счёт партнёрства с Японией, ставит крест на американском технологическом доминировании. Теперь всё самое новое, современное и прогрессивное уже не «made in USA».
«Поднебесная возглавит переход в новый технологический уклад, основы которого – цифровизация, развитие робототехники, новых технологий и т. д., – заключает Деев, — Своим согласием присоединиться к ВРЭП Япония, по сути, показала США, что не будет дальше мириться со своим вассальным положением. Это очень серьезный шаг для Японии к тому, чтобы со временем перестать полностью подчинять свою политику и экономику интересам США, что происходит на протяжении десятилетий».
Единственное, чего не удалось сделать Пекину, это добиться участия Индии в новом союзе. По мнению экспертов, несмотря на все противоречия, Дели однажды всё-таки присоединится к остальным, поскольку так же заинтересован в расширении своих рынков.