822-й батальон Грузинского легиона вермахта «Konigin Tamara» был сформирован из красноармейцев-грузин, завербованных немцами в концлагерях на территории Польши. Часть считалась не очень надежной, для фронта не годилась и с 1943 года выполняла охранные функции в оккупированных Нидерландах. В 1944-м в батальоне возникла подпольная организация, связанная с голландским Сопротивлением. Немцы об этом узнали, и в феврале 1945-го перевели опасный батальон подальше — на остров Тексел, где грузинам приказали укреплять оборонительные сооружения Атлантического вала. После высадки союзников в Нормандии более бессмысленной работы нельзя было найти по всей Европе.
В ночь с 5 на 6 апреля 1945 года грузины, около 800 человек, подняли восстание.
Предусмотрительные немцы не доверяли им огнестрельного оружия, поэтому в первую ночь батальон «Konigin Tamara» действовал ножами: за ночь было убито около четырехсот хорошо вооруженных немцев. Остров почти полностью перешел под контроль восставших. За немцами остались лишь бункеры береговых орудий, в одном из которых от своих подчиненных спрятался командир 822-го батальона Клаус Брейтнер.
«Все было запланировано заранее, кто и как кого убьет. Каждый из нас чувствовал себя как на празднике, — вспоминал позже в интервью голландскому журналисту участник восстания Евгений Артемидзе. — Мы хотели пить кровь этих сволочей! Гитлеровцев резали в постелях, мстя за издевательства и голод в концлагере, за то, что заставили надеть ненавистную форму… да просто за всё сразу».
Организаторы (известно имя одного из них — лейтенант Шалва Лоладзе, погиб в бою) рассчитывали на помощь союзников. Они попытались установить связь с Великобританией, но отправленная ими к английским берегам лодка плыла слишком долго. А немцы высадили на острове две тысячи морских пехотинцев из 163-го полка.
Площадь Тексела около 500 квадратных километров, при этом остров довольно плотно застроен, на нем расположены восемь населенных пунктов, ставших узлами обороны восставших, которые воевали трофейным оружием. Немцам приходилось проводить планомерную зачистку каждой деревни. Только активное использование огнеметов заставляло грузин отступать.
Бои затянулись до конца апреля, когда труп фюрера уже благополучно обуглился во дворе рейхсканцелярии. Наступил май. Германия была повержена. Генрих Гиммлер еще бегал от союзников с чужими документами, Герман Геринг уже был арестован, наследник Гитлера адмирал Карл Денниц, подписав капитуляцию, дожидался ареста… А на острове Тексел продолжался бой, в котором обе стороны несли большие потери. Немецким морпехам было уже плевать на ход войны и приказы начальства: они просто хотели перебить всех грузин до последнего, чтобы отомстить за своих погибших товарищей. У грузин же иного варианта, кроме как стоять насмерть, и вовсе не было.
«Грузин не брали в плен, расстреливали на месте, — вспоминал Клаус Брейтнер. — Все знали: мы проиграем эту войну. Но сначала все мы хотели взять реванш, отомстить им».
В начале мая восставшие были окончательно выбиты из всех населенных пунктов. Местный маяк — последнее здание, которое грузины защищали, немцы выжгли огнеметами. Выжившим и сдавшимся было приказано самим рыть себе могилы, после чего с них снимали форму вермахта и убивали выстрелом в затылок. Уцелевшие солдаты 822-го батальона разбились на мелкие группы и перешли к партизанской борьбе, насколько позволял ландшафт ровного как стол острова. Бои продолжались.
«Никто не знал, что война закончилась, — вспоминал местный житель Алекс Койтельберг. — Первые слухи появились лишь 15 мая. Один человек с материка переплыл залив и сообщил нам новость: Германия сдалась. Мы обрадовались, развесили повсюду лозунги «Да здравствует освобождение!». Но немцы начали их срывать: Брайтнер отказался поверить в капитуляцию. Более того, в этот день вермахт провел парад в Ден-Бурге. Германия лежала, поверженная победителями, фюрер был мертв, а по нашим улицам маршировали отряды немцев под знаменами со свастикой, скандируя «Хайль Гитлер!»
Это был последний военный парад Третьего рейха в истории, он был проведен уже после окончания войны. Немцы праздновали преждевременно: на острове еще оставались грузины и они не собирались сдаваться. Бой на Текселе прекратился только 20 мая, когда там высадились канадские войска и разоружили немецких солдат. К этому времени в последней битве Европы погибли 565 грузин, 120 местных жителей и более 800 немцев. А также 20 канадцев, потому что не все немцы согласились сдаться.
Канадцы передали 228 уцелевших грузин советскому командованию. Приехал посол, сказал много теплых слов, после чего их разоружили, посадили на корабль, довезли до Одессы, наскоро устроили конвейерное правосудие и развезли по послевоенным трудовым лагерям.
Тем не менее советский посол в Нидерландах до 1991 года ежегодно посещал памятные мероприятия на острове Тексел у скромного обелиска, установленного местными жителями в складчину, и произносил патриотические речи. Причем однажды он, зарапортовавшись, назвал погибших здесь грузин «настоящими героями Советского Союза».