Всемирная организация здравоохранения посчитала: сейчас в Европе каждые 17 секунд от коронавируса умирает один человек. Беда. Во многих странах – в том числе во Франции, Германии, Бельгии, Италии – жесткий карантин без надежны на скорую отмену. Но даже на фоне такой глобальной угрозы страны Евросоюза не способны сплотиться.
Так, Польша и Венгрия заблокировали принятие семилетнего бюджета Европейского союза общим объемом в 2 триллиона евро. Часть этих денег планируется направить на восстановление после пандемии. Но есть условие. Получатели должны соблюдать принципы верховенства права в Евросоюзе. То есть исполнять все решения Брюсселя, в том числе принять концепцию открытых дверей отношении мигрантов и исполнять квоты на расселение беженцев. А уж это для восточных европейцев – точно красная линия. Так что Польша и Венгрия выкатили остальным членам Евросоюза вето на бюджет, заведя обсуждение в тупик. Таким образом, принцип «деньги за лояльность» не прошел. Расширение ЕС обернулось для Старой Европы кошмаром.
А проблема миллионов мигрантов из Африки и с Ближнего Востока никуда не ушла. Они продолжают прибывать на континент. А пандемия ковида лишь ухудшает их положение. Мигранты ведь тоже болеют, заражают друг друга и умирают.
Такими Канары еще не видели – гигантские гостиничные комплексы и коттеджные поселки будто брошены. Отели заселены туристами только на 7%. Коронавирус отменил отпуска. Но спасение пришло откуда не ждали.
Очевидно, что пандемия подорвала основу экономики островов – туризм. Но коронавирус еще и перекроил пути, которыми в Европу попадают беженцы. Здесь через порт Аргинегин на Канарских островах пролегает теперь основной маршрут мигрантов в Европу. Сейчас на закрытом причале находятся больше 2 тысяч нелегалов. Условия содержания на узкой полоске земли такие, что власти всеми силами не хотят показывать вблизи, что происходит за желтым забором.
Испания оказалась не готова – за одни выходные сюда прибывает больше мигрантов, чем за весь прошлый год. Сверху видно, что это уже гуманитарный кризис. Люди спят на полу, из удобств – только одеяла. Чтобы спрятаться от солнца, из них же делают навесы. Весь пирс поделен на участки, свободно нелегалам передвигаться нельзя – из-за опасности заражения коронавирусом. Здесь же у пирса и деревянные лодки – в самых больших помещаются до 140 человек. Надувными же здесь не пользуются – путь неблизкий и опасный.
Вся группа – из Мали. На вопрос о возрасте отвечают: 16-17 лет. На остров они прибыли в октябре, теперь после двухнедельного карантина и тестов на коронавирус им можно гулять в городе среди немногочисленных туристов. В планах – искать работу в Испании.
До острова Гран-Канария от побережья Западной Сахары минимальное расстояние – около 100 километров. Испанские острова Фуэртевентура и Лансарот у мигрантов пользуются меньшей популярностью. Сенегал, Мали, Мавритания, Алжир, Марокко – из этих стран большая часть нелегалов. На данный момент на Гран-Канарии скопились около 17 тысяч беженцев. Местные власти обвиняют и испанское правительство, и Евросоюз в бездействии.
«Правительство Испании хочет скрыть эту миграционную проблему. На Канарах мы живем за счет туризма. И это неприемлемо устраивать здесь очередной Лесбос. Канары ежегодно принимают 18 миллионов туристов. Такие вещи несовместимы. Мы тоже часть Испании, и правительство королевства должно решить эту проблему, а не бросать нас здесь наедине с наплывом мигрантов», – заявила Оналия Буэно, мэр муниципалитета Моган.
Мэр муниципалитета случайно стала свидетелем, как из порта выпустили в город около 200 человек. Она лично отлавливала нелегалов на улицах.
«Мы до сих пор не знаем, кто из чиновников правительства дал распоряжение выпустить иммигрантов из лагеря. Просто удача, что мы быстро среагировали и окружили их. Если бы мы этого не сделали, то мигранты просто разбрелись бы по всему городу без еды, воды и ночлега», – сказала Буэно.
На две тысячи мигрантов, столько в среднем постоянно находится на пирсе, приходятся только 25-30 полицейских.
«В других странах уже давно иммигрантов разворачивают и отправляют на родину. А из-за ситуации с ковидом большинство миграционных центров Испании закрыты целиком или частично, и благодаря этому мигранты, попадающие сюда нелегально, в конечном итоге остаются на свободе», – отметил Пабло Перес, генеральный секретарь синдиката национальной полиции Испании.
То есть контрабандисты знают: в Испании из-за коронавируса сейчас остаться гораздо проще. К тому же в отличие от Италии или Греции мигрантов в море здесь не разворачивает обратно береговая охрана, а встречает на кораблях Красный Крест. Но некоторые умудряются добраться берега и сами.
Мигранты высаживаются прямо на пляже среди отдыхающих и разбегаются кто куда. Главное занятие и без того немногочисленных туристов – наблюдать за мигрантами через бинокль, ведь они совсем скоро станут соседями. Поскольку размещать нелегалов на острове негде, власти нашли решение – селят их в пустующих из-за пандемии гостиницах.
Ночь в этой четырехзвездочной гостинице в сезон стоит 150-170 евро. Сейчас бронирование закрыто до середины января. Во все четыре корпуса заселили беженцев. Государство за размещение каждого платит по 45 евро. Всего в гостинице 513 номеров. Кроме комнаты со всеми удобствами предоставляется трехразовое питание. Судя по испанским флагам на балконах, беженцы размещением довольны. Но не только они.
«Я сказал бы, что некоторые владельцы комплексов бы пошли ко дну, обанкротились, если бы не приняли этих людей. Мы в первую очередь должны помочь, но потом это поможет и нам самим», – сказал один из местных жителей.
А это гостиница в соседнем городке Пуэрто-Рико. Комплекс для семейного отдыха на высокой скале с видами на Атлантику. Но не всем повезло вот так отбывать карантин. На скорую руку власти канадских островов организовали карантинный центр, по сути, лагерь для беженцев. Мигрантов выгружают складские помещения в порту Лас-Пальмас. Они проведут здесь минимум 14 дней.
Cамоизоляция на раскладушке в душном ангаре – такие условия человечными не назовешь. Работники порта соседством тоже недовольны: «Мы боимся таких соседей, потому что расположены вплотную к их бараку, а они же там на карантине и могут быть заразными».
Но бояться заразится, скорее, нужно самим нелегалам – статистика заражений коронавирусом в Африке гораздо ниже, чем в Европе. На весь континент с населением 1,3 миллиарда человек – 37 тысяч смертей от коронавируса. В одной только Испании – 42 тысячи. Те, кто приплыл за лучшей жизнью в Европу, еще до конца не знают, что их ждет.