Странно, что этому инциденту уделено так мало внимания. Повторение его или подобного ему инцидента с ужасом ожидают все спецслужбы мира.
Произошел инцидент в пригороде Лондона, в аэропорту Гатвик за несколько дней до рождества. Гатвик — для справки, второй по загруженности аэропорт в UK. 19 декабря 2018 года он был атакован и заблокирован на 33 часа. Было отменено 760 рейсов, в терминалах застряло 140 000 человек.
Вся соль этого события в том, что заблокирован он был не привычными бородачами с автоматами, а неопределенной группой операторов с применением дронов. Никаких требований злоумышленники не выдвигали. Никого из нападавших поймать не удалось. Кто осуществил данную акцию не известно до сих пор.
Поздно вечером в 21:03 19 декабря, борт 737 EasyJet стоял на исполнительном и готовился к взлету. Дойдя по чеклисту до оценки состояния полосы, пилоты заметили барражирующее над ней дроны. Было уже темно, но пилоты их ясно видели, так как коптеры были специально увешаны мерцающими светодиодными лентами. Они доложили диспетчеру о необычном препятствии. Диспетчер долго пялился на экран Airport Surveillance Radar (ASR–11) безрезультатно пытаясь найти на нем необычных нарушителей, но нет. Простое ожидание в надежде, что у дронов кончатся аккумуляторы и они улетят так же не сработало. Одни улетали, на их место прилетали новые.
Взлетать самолетам было нельзя. Так началась блокада второго по величине аэропорта в Соединенном Королевстве.
Диспетчер запустил процедуру закрытия аэропорта на отправку и принятие рейсов. Все готовящиеся к посадке борта были направлены в Хитроу, Лутон, Бирмингем, Манчестер, Кардифф, Глазго, Париж и Амстердам. После чего он поднял по тревоге местный SS (security service) чтоб отработали свой хлеб и принесли ему головы этих дроноводов.
Счетчик накала силовиков всех уровней и ведомств включился и начал быстро набирать температуру. Местные аэродромые деды с пистолетами быстро поняли, что перед этой угрозой они бессильны. Несколько кругов на джипах вокруг аэропорта в надежде найти дроноводов у забора с пультами к результату не привела. Операторы дронов работали явно не на ближних подступах. Деды слили ситуацию полиции округа, а та передала федералам ввиду федерального подчинения объекта нападения – Аэропорта Gatwick.
Время шло, количество отмененных рейсов перевалило за сотню. Бывало, что дроны улетали с аэродрома совсем, но тут же возвращались если какой–либо самолет пытался выти на исполнительный. Ситуация приобретала совсем уж нездоровый характер. Не ясно кто и с какой целью блокирует крупнейший аэродром в самом центре Англии, в 30 км от Лондона. Блокирует, ничего не требует и никто ничего не может поделать!
Полиция очень нервничала и арестовывала всех известных местных и не очень дроноводов и допрашивала их. Супт Джастин Бертеншоу, глава вооруженной полиции Сассекса и Суррея, охарактеризовал попытки поймать того, кто управлял дронами, «кропотливыми», потому что «найти их было невозможно».
«Каждый раз, когда мы думаем, что приближаемся к оператору, дрон исчезает; когда мы пытаемся открыть аэродром, дрон снова появляется», — сказал он.
Дальше тянуть было унизительно и в аэропорт были вызваны спецподразделения армии Её Величества. А Министр обороны Гэвин Уильямсон даже разговорился, что: «Вооруженные силы обладают рядом уникальных возможностей, и мы обычно не используем их, но мы здесь, чтобы помогать и делать все возможное, чтобы они были в состоянии открыть аэропорт при первой же возможности.»
Но вся королевская конница с королевской ратью в придачу так же оказалась бесполезной. Дроны продолжали кружить в насмешку над серьезными людьми в погонах и над их высокобюджетной техникой противодействия.
Аэропорт открылся только тогда, когда дроны улетели сами к своим операторам, а операторы уехали в неизвестном направлении. Ни один аппарат не был сбит или обезврежен. Ни один оператор не был запеленгован и пойман. Кто и зачем двое суток держал крупнейший аэропорт на замке до сих пор не известно. Аэропорт открылся, когда ему позволили.
Выводы:
Инцидент показал, как выбранный нарратив заставляет думать и принимать решения в очерченных границах понятий дрона или квадрокоптера. И это помешало правильно идентифицировать и решить проблему. Все от дедов с пистолетами, до министра обороны были уверены что противодействуют квадрокоптерам в привычном им виде условного Фантома или Мавика – продукции DJI (или другой уважаемой фирмы) с известным набором частот и инструментов глушения. В это время стали крайне модными переделанные под направленную глушилку боевые ружья. И военные всех стран любили показывать их друг другу на выставках, хвалясь длиной антенны.
Но фантомо–подобная техника это лишь малая и самая беззащитная часть целого мира беспилотных цифролетов мультикоптерной схемы. Для силовиков припереться в аэропорт со средствами подавления и пеленгации техники, которая продается в магазинах игрушек, было все равно что прийти на перестрелку с ножами.
На аэродром неожиданно залетели совсем другие и ооооочень злые машинки со сложными частотными диапазонами связи, без GPS модулей и ракетными показателями энерговооруженности. Всё что готовили для борьбы с дронами, как их представляла себе полиция и спецподразделения, ожидаемо не сработало.
Автор: Егор Головин
Вот такие дела
П.С. странно, что ничто их расхваленного из противодроновых средств так и не использовали:
Панцирь надо российский ставить было.