Под ледяными водами к северу от Аляски лежит район, имеющий потенциал для расширения территориальных притязаний США в Арктике и способный обогатить экономику севера с его совершенно нетронутыми ресурсами – Чукотское плато. И всё же Соединённые Штаты почти не проявляют своей заинтересованности в обладании этим районом, в то время как конкуренты, такие как Россия, расширяют в регионе своё присутствие. Чтобы получить более полное представление о ситуации, в первую очередь важно точно определить, что этот регион может дать, что к настоящему времени сделано, и как лучше всего поддержать американские интересы на этом ледовом рубеже.
Лежащее в двухстах милях к северу от Аляски, Чукотское плато представляет собой цепь подводных хребтов и вершин, которые тянутся к северу, уходя в воды Северного Ледовитого океана: они начинаются примерно на полпути между Аляской и российским Дальним Востоком. Сам по себе район интересен по двум главным причинам. Во-первых, как отмечается в отчёте Министерства внутренних дел, эта область потенциально может стать привлекательным местом для нефтедобычи, что может оказаться очень ценным для любой страны, которая будет его эксплуатировать. Во-вторых, если какая-то страна сможет утвердить свои претензии на плато на основании геологической принадлежности и признания того, что он является продолжением её континентального шельфа, то согласно Конвенции ООН по Морскому праву (UNCLOS), эта страна получит исключительные права на добычу там ресурсов.
К настоящему времени Соединённые Штаты не подавали официальной заявки на этот район. Россия, напротив, демонстрирует большие территориальные амбиции, подавая в последние годы официальные заявки. Более того, Москва ясно продемонстрировала свои намерения и способность отстаивать свои претензии, наращивая военную мощь на острове Врангеля, ближайшей к плато российской территории, и разместив на острове свои войска и системы ПРО.
Российская заявка опирается на научное доказательство того, что Чукотское плато является геологическим продолжением восточной части Сибири. Однако достоверность этих утверждений вызывает споры. Недавние геологические исследования, проведённые Университетом Анкориджа (Аляска) показали, что у США могут быть более обоснованные претензии, поскольку район, вероятно, более тесно связан с геологией континента Северной Америки, чем с Сибирью, поскольку он, вероятно, откололся от северной части Аляски несколько миллионов лет назад.
С учётом этого, становится ясно, что Вашингтону необходимо разработать последовательную политику в отношении Чукотского плато. Для этой цели новая администрация Байдена должна сделать две вещи: усилить присутствие частей Береговой охраны и ВМС США на Аляске, а также расширить исследовательскую деятельность в регионе.
Сегодняшняя численность войск Береговой охраны на Аляске достаточна для настоящего момента, но по мере того как Арктика с таянием льдов всё больше будет становиться доступной для судоходства, интенсивность движения в регионе, конечно, будет расти. С учётом этого, усиление присутствия на Аляске сейчас поможет обеспечить безопасное прохождение океанских судов в регионе в будущем. Создание необходимой для этого инфраструктуры требует времени, а страна, которая первой начнёт это делать сегодня, окажется более подготовленной к завтрашнему дню. Россия уже начала это делать, о чём говорят присутствие в регионе её ВМФ и военная база на острое Врангеля. Если США захотят однажды оспорить притязания России на плато, то этого будет легче добиться, если Россия не сможет ответить, что американские заявки не рассматривались из-за отсутствия активности.
Что касается Соединенных Штатов, предъявляющих собственные претензии, важны два момента. Во-первых, Вашингтону следует серьезно подумать об открытии прямых переговоров с Москвой, чтобы достичь мирного и взаимоприемлемого завершения любых территориальных споров до их начала. Прямые переговоры с правительством России на равных условиях помогут развеять опасения по поводу возможного конфликта и помогут обеспечить достижение более прочной и успешной договорённости для всех сторон.
Во-вторых, США должны действовать, чтобы укрепить свою приверженность научному обоснованию жизнеспособности своих потенциальных притязаний. В настоящее время Университет Аляски в Анкоридже может только время от времени проводить картографические экспедиции в этом заслужившем печальную славу ледовом регионе. Для этого Соединенным Штатам необходимо задействовать дополнительные ледоколы. Работа в этом направлении, похоже, уже ведется, как подчеркивается в меморандуме о полярной безопасности, опубликованном администрацией Трампа. Действенную политику в этом направлении новой администрации Байдена необходимо продолжать. Россия потратила много лет упорной работы на расширение своего флота арктических судов.
По мере того, как наш мир становится все теплее и некогда недоступный Северный Ледовитый океан открывается для мореходства, обеспечение безопасности США в этом регионе и изучение его ресурсного потенциала должны стать краеугольным камнем любой политики, ориентированной на будущее. Как ясно говорится в недавней статье Ника Солхейма из Института безопасности Арктики, администрация Байдена рискует не достичь этой цели, и ей необходимо сделать одним из своих главных приоритетов разработку разумной и ясной политики в отношении Арктики. При этом администрация могла бы опираться не только на то, что было сделано раньше, но и продемонстрировать свою способность к новому мышлению в этой области американских интересов, которой так часто пренебрегают.