Общество

Зачем люди записываются на курсы по женственности у инстаграммеров без диплома

«Неадекватное восприятие»: психологи об опасности курсов по женственности

Влияние блогеров на умы людей растет вместе с их популярностью, и в российском сегменте Instagram появляются платные курсы, которые предлагают «прокачать» сомнительные навыки, к примеру, женственность. Инфлюенсеры, которые учат подписчиц быть настоящими женщинами, зачастую не имеют психологического образования и только закрепляют в массовом сознании токсичные стереотипы, предупреждают психологи. Чему учат на курсах по женственности в Instagram, разбиралась Правда-ТВ.

Функции института благородных девиц и школы этикета для леди в наши дни берут на себя Instagram-блогеры, которые обучают подписчиц на платных курсах «основам женственности». Некоторые под этим понимают умение выглядеть и вести себя так, чтобы поклонники дарили подарки, другие — способность заводить «осознанные отношения».

Мария Висс, на которую подписаны больше полумиллиона человек, организовала собственную школу женственности еще в 2016 году. «Когда я завела свой блог про отношения, такие тренинги только начали появляться в Instagram», — вспоминает блогер. У Висс были непростые отношения с мужем, и в блоге она описывала свой опыт — как им удалось выйти из кризиса и не развестись.

«И тогда я подумала, почему бы не поделиться этим опытом? В таких ситуациях оказываются миллионы людей, и далеко не все понимают, как вести себя правильно», — рассуждала Мария Висс.

Теперь она сертифицированный коуч и автор игровых тренингов по отношениям. В первой игре Мария рассказывает про «23 правила женского достоинства», личные границы и как противостоять манипуляциям в свой адрес. «Игра «Пироги» для тех, кто уже замужем, у кого есть дети. А «Пирожки» для тех, кто состоит в начале отношений или пока свободен», — рассказывает блогер. Ее курсы стоят 1500 руб. каждый.

«Наша задача — наполнить батарею и уже с полной батареей создавать потрясающие отношения с мужчиной, делать деньги, строить карьеру и воспитывать детей, а не срываться и орать на них, когда уже нет сил и терпения, — поясняет концепцию «осознанных отношений» блогер. — Девчонки проходят курсы, получают за них призы. Все это в атмосфере драйва, азарта и огромной эффективности». Блогер сразу предупреждает подписчиц, что психологом не является, однако уверяет: быть психологом не обязательно, чтобы давать советы другим. Какое-то профильное образование блогеру все-таки понадобилось: по ее словам, «она ездила по всему миру в поисках лучших преподавателей и тратила миллионы на свое образование, а это куда важнее в вопросе отношений».

Дипломированные психологи видят в таких курсах опасность. «Под влиянием некоторых тренингов женщина отказывается от адекватного восприятия себя, думает, что она недостаточно хороша, — пояснил в беседе с «Газетой.Ru» Роман Шаповалов. — Зачастую она записывается на курсы не потому, что ей это действительно нужно, а потому что этого требует кто-то другой. Появляется риск, что женщина будет ориентироваться не на свои потребности, личный рост, а на стереотипы».

По мнению психолога, многие блогеры зарабатывают на желании людей стать лучше, которое поощряется современной культурой и культивируется в тех же соцсетях. Сначала они демонстрируют красивую картинку, а потом продают курсы, на которых учат, как этой картинки добиться.

Примечательно, что женственности в Instagram учат и мужчины. Блогер Лев Вожеватов, на которого подписаны почти полмиллиона человек, по его словам, учит женщин быть «богинями для своих мужчин». На счету блогера книга «Единственная любовница» за 7 тыс. рублей. Лев преподает подписчицам тонкости общения с мужчинами: какие фразы говорить нельзя ни в коем случае и как стать для партнера интересной.

На блог коуча по денежному мышлению Марины Велес подписано меньше 100 тыс. человек, но в ее репертуаре есть советы практически для любой жизненной ситуации. Один из популярных тренингов «Как выйти замуж за миллионера» стоит 27 тыс. рублей, тренинг «Как влюбить в себя» стоит подешевле — 4 тыс.

Стремление платить за сомнительные тренинги от блогеров психологи связывают с возросшей потребностью в самоактуализации, подогреваемой успешной на вид жизнью инфлюенсеров. «Гуманистические психологи уже давно писали о том, что человек стремится к росту, развитию и самоактуализации», — поясняет Шаповалов. По мнению эксперта, большинство людей в современном мире смогли удовлетворить базовые потребности, поэтому теперь чаще стремятся к удовлетворению потребностей более высокого порядка. «Поэтому появляется мода на саморазвитие, самореализацию, улучшение себя, — рассуждает эксперт. – Люди участвуют в самых разных, даже сомнительных обучающих и развивающих курсах, потому что чувствуют в себе определенный потенциал».

Тренинги личностного роста в целом уже не устраивают аудиторию, которая хочет решения конкретных задач и обретения определенных навыков, считает член Международной Ассоциации Коучей, бизнес-тренер Юрий Мурадян. «Специалисты в области персонального развития часто идут на поводу у аудитории и внушают клиентам: все зависит от них самих, забывая, что мешать могут какие-то внешние обстоятельства, — уточняет эксперт. — Не все зависит от человека, и овладение конкретными навыками не всегда помогает в достижении цели».

Блогеры обещают чудодейственным способом изменить жизнь подписчиков, сообщив им уникальный рецепт, и люди охотно в это верят. «Но чуда не происходит, потому что рост, развитие, улучшение – это работа над собой, которая занимает время и требует конкретных действий со стороны человека, — добавляет психолог Роман Шаповалов.

— А блогеры-коучи как бы принимают на себя ответственность за поступки людей и обещают результаты, которые на самом деле от них не зависят». Идея обращаться к блогерам за советами по поводу отношений у людей возникает в результате эффекта импринтинга, самоуподобления, а также из-за детских комплексов. «Человек такое существо, которое стремится уподобиться кому-то, повторить. Мы всегда ищем важную для себя фигуру и стремимся повторять за ней, — поясняет Мурадян. — Это такой подсознательный механизм, который работает без нашей воли. И, конечно, соцсети навязывают какие-то стереотипные образы успеха. Человек задается вопросом, почему этого у него нет, впадая тем самым во фрустрацию, разочаровываясь в самом себе».

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.