Статьи

Кремль подталкивает Лукашенко к отставке

После почти четырех месяцев массовых протестов против его правления, Александр Лукашенко, объявивший себя победителем на президентских выборах 9 августа, в прошлую пятницу дал понять, что уйдет в отставку в начале следующего года, как только страна получит новую Конституцию.

Впрочем, заявление, процитированное белорусскими государственными СМИ, было довольно расплывчатым. Лукашенко сказал: «Я не пытаюсь сделать новую Конституцию под себя. При новой Конституции я не буду работать в качестве президента». Затем он обрушился на «демократию», которая, по его словам, ранее привела к разрушению и развалу страны.

В воскресенье белорусская милиция вновь жестоко подавила акции протеста оппозиции и арестовала не менее трехсот человек. Мария Колесникова, один из главных лидеров оппозиции, которая в настоящее время находится под арестом в Беларуси, заявила, что оппозиция не намерена вступать в диалог с Лукашенко до тех пор, пока все ее лидеры не будут на свободе.

Заявления Лукашенко об уходе прозвучали после визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Выступая в Минске в четверг он подчеркнул необходимость внесения изменений в конституцию. Лавров указал на «враждебное отношение Запада – НАТО и ЕС – как к России, так и к Беларуси, и заявил: «Мы, разумеется, заинтересованы в стабильной и спокойной ситуации в Беларуси. В нашем понимании, конституционная реформа, инициированная руководством страны, будет этому способствовать». Слухи о том, что Москва ведет некие переговоры с оппозицией, Лавров назвал «ложью».

Ранее СМИ сообщали, что Москва пытается добиться освобождения бывшего генерального директора «Белгазпромбанка», дочерней компании российской государственной газовой корпорации «Газпром», Виктора Бабарико, который также был одним из лидеров оппозиции.

Российские информационные источники сообщали, что Лукашенко и Путин заключили сделку еще в сентябре. В то время как детали этих договоренностей остаются неясными, они, согласно сообщениям, включают конституционные изменения, ограничивающие полномочия президента, и легальную основу для передачи власти в Минске. Впрочем, «Независимая газета» сообщила, что некоторые политологи расценили недавнее заявление Лукашенко как очередную попытку «одурачить» Кремль относительно его истинных намерений по выполнению соглашения.

Европейский Союз также усиливает давление на Лукашенко. Только на прошлой неделе вступил в силу ряд новых санкций, направленных против должностных лиц его правительства. Согласно сообщениям российской прессы, дальнейшие санкции могут быть направлены не только против белорусских, но и против российских официальных лиц и компаний. Россия поддерживает режим Лукашенко на фоне протестов, главным образом в ответ на агрессивное вмешательство Европейского Союза и его активную поддержку оппозиции.

Однако, отношения между Кремлем и режимом Лукашенко были напряженными задолго до начала этих протестов и остаются таковыми до сих пор. На протяжении всех десятилетий своего правления Лукашенко стремился балансировать между Европой, Соединенными Штатами и Россией. В последний год перед августовскими выборами его правительство предприняло ряд значительных шагов по сближению с НАТО, а в январе в Минске приветствовали госсекретаря США Майка Помпео, и это был первый визит столь высокопоставленного представителя США более чем за два десятилетия. Кроме того, Лукашенко поддерживал тесные связи с украинским правительством, пришедшим к власти в результате поддержанного США и Германией государственного переворота в Киеве в 2014 году. Однако из-за массовых протестов президент Украины Зеленский, вслед за Европейским Союзом, повернулся против Лукашенко, не признав его победы на выборах.

Беларусь – последнее государство на западных границах России, которое до сих пор не интегрировано непосредственно в структуры НАТО и ЕС. Тот факт, что Кремль сейчас усиливает давление на Лукашенко, объясняется как геостратегическими, так и внутренними соображениями.

Не последний из факторов, определяющих поведение Кремля – выборы в США и объявление избранным президентом Джозефом Байденом состава своей команды, которая будет отвечать за вопросы национальной безопасности. Его ставленники – это сборище военных преступников, активно действовавших в администрации Барака Обамы, которая, среди прочего, инициировала и организовала государственный переворот на Украине, спровоцировавший продолжающуюся уже шесть лет гражданскую войну на востоке страны, а также почти десятилетнюю гражданскую войну в Сирии.

В отличие от других иностранных лидеров, Путин не поздравил Байдена с его явной победой на выборах. В интервью от 22 ноября российский президент демонстративно назвал Байдена «кандидатом в президенты». Он сказал: «Мы будем работать с любым человеком, которому будет оказано доверие американского народа. Но кому именно оказано это доверие – должно быть либо с помощью политического обычая обозначено, когда одна из сторон признает победу другой, либо подведены окончательные итоги выборов легитимным, правовым способом. Избранный президент должен быть официально назван, действующий президент должен признать результаты выборов и соответствующие юридические действия должны быть проведены».

Отказ Кремля признать Байдена избранным президентом связан не столько с симпатиями к Трампу, который, вопреки предположениям антироссийской кампании Демократической партии, на самом деле ужесточил санкционный режим против России и распорядился о поставках летального оружия Украине. Скорее, в Кремле наблюдается сильная тревога и нервозность по поводу политической нестабильности в самих Соединенных Штатах, и даже некоторый страх перед последствиями как потенциального политического переворота со стороны Трампа, которому с большой вероятностью может предшествовать война против Ирана, так и перед президентством Байдена. Как известно, на протяжении последних нескольких недель произошла серия крупных провокаций со стороны США и Израиля против Ирана, в том числе убийство ведущего иранского ученого-ядерщика.

Война против Ирана была бы прямой угрозой для российских интересов на Ближнем Востоке, в то время как президентство Байдена, по мнению большинства наблюдателей, усугубит напряженность в отношениях США и России, а также приведет к усилению прямой поддержки таких сил как белорусская оппозиция со стороны Вашингтона.

На фоне нынешней растущей геополитической неопределенности и напряженности Кремль пытается добиться разрешения белорусского кризиса как можно быстрее, во-первых, чтобы избежать прямого конфликта с Соединенными Штатами, а во-вторых, чтобы обеспечить относительно мягкий переход власти к правительству, которое позволило бы Москве сохранить определенное влияние на Беларусь.

В то же время, Кремль встревожен по поводу продолжающейся социальной нестабильности на своих границах. Как и Европейский Союз, российскую олигархию изначально больше всего беспокоили массовые забастовки, вспыхнувшие в августе и сентябре на волне протестов против режима Лукашенко. Эти забастовки коснулись некоторых предприятий, поставляющих промышленные товары российским компаниям, в том числе производителям вооружений. В то время как забастовочное движение было довольно быстро взято под контроль путем сочетания жестких репрессий со стороны режима и политического давления на оппозицию и связанные с ней профсоюзы, уровень классовой напряженности остается высоким.

Потеряв остатки уверенности в способности правительства Лукашенко контролировать массовые протесты, даже несмотря на жесткие репрессии, российская олигархия сегодня просто боится, что дальнейшее его правление на фоне продолжающегося сопротивления спровоцирует волну забастовочного движения, которая вполне может не только оказаться гораздо более мощной, чем в августе-сентябре, но и распространиться на Россию и другие страны.

Вторая волна коронавируса сильно ударила по Беларуси. С самого начала пандемии правительство Лукашенко проводит политику популяционного иммунитета. Сейчас в стране с населением около 9,5 миллионов человек официально зарегистрировано более 135 тысяч случаев заражения Covid-19, что, по мнению многих экспертов, является заниженной цифрой, поскольку масштабы тестирования остаются ограниченными. При этом более 37 тысяч случаев инфицирования произошли за последний месяц, а 11 тысяч – за прошлую неделю.

Экономический кризис оказывает еще более серьезное влияние на обстановку в стране. В то время как реальная заработная плата продолжает снижаться, правительство обсуждает повышение цен на ряд основных продуктов первой необходимости, включая хлеб, мясо, молочные продукты и сахар. В ряде регионов уже принято решение о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.